«КАМАЗ»: что дальше?
Камазовцы снова волнуются: сокращение рабочей недели всегда было предвестником не лучших времен. О 4-дневке, зарплате и приближающемся сокращении мы расспросили руководителя камазовского департамента по связям с общественностью Олега Афанасьева.
- Олег Петрович, когда «КАМАЗ» планирует сократить 30% РСиС?
- Приказ еще не подписан. Есть только проект приказа, предполагающий сократить управленческие расходы на 30%. Фактически, это как раз 30% РСиС. Это самая эмоциональная часть общей стратегии. Замечу: это не ИТР, а руководители, служащие и специалисты. Сокращение не распространится на конструкторов или технологов. Только на офисных работников – тех, кто, к примеру, работает в бухгалтерии или плановом отделе. Это те люди, которые занимаются обеспечением производства. Если приказ вступит в силу, за 2 месяца люди, подлежащие сокращению, будут предупреждены. Это меньше 4 тысяч людей. На согласование, утверждение и проведение этой процедуры уйдет около 4-5 месяцев.
- А 4-дневка долго продлится?
- С июня на 4-дневку перешел не весь «КАМАЗ», а часть персонала, причем, меньшая часть. Пока на месяц. В конце июня наши маркетологи и продавцы скажут: у нас заказов на июль столько-то. Производственники сядут и решат: к примеру, нам нужно работать без двух пятниц. График работы на последующие месяцы будет объявляться к конце предыдущего.
- Предполагается, что и в июле будет 4-дневка?
- Я разговаривал с маркетологами. Они говорят, что пока предполагается. Опять же — для какой-то части персонала. В августе точно так же: маркетологи назовут потребность в автомобилях в конце июля, после чего будет объявлен режим работы на август.
- А в сентябре так же будет, или с осени уже какая-то другая стратегия?
- Нет, все остается точно так же, пока мы окончательно не убедимся, что ситуация нормализовалась.
- Началось ведь все не вдруг? На 4-дневку часть персонала перешла с июня. Очевидно, вы посмотрели на майские цифры и увидели, что май-2011 не равен маю-2010 по спросу на рынке?
- Наши маркетологи еще в марте предупредили, что ситуация напряженная: дилеры перестают брать машины, на их складах скапливаются остатки. И это связано с несколькими причинами, как объясняют дилеры. Одна из них - ожидание вступления в ВТО. Потребители сидят и думают: зачем я буду покупать сегодня машину, к примеру, за миллион, когда после вступления в ВТО смогу купить какую-нибудь импортную за 800 тысяч.
Вторая причина: хотим мы того или нет, но любые изменения в правительстве всегда приводят к тому, что процессы в экономике замедляются. Простой пример: бюджет на строительство дорог - вот уже июнь начался - потрачен пока только на 8%. А у нас дорожная техника - одно из главных направлений. Если бюджет не потрачен, значит, строительство дорог не велось, значит, техника не закупалась. Это тоже сказалось на нас.
- Кроме 4-дневки и сокращения РСиС, «КАМАЗ» предпримет еще какие-то шаги?
- Есть колоссальная программа: нам за два года надо сократить 16,5 миллиарда рублей расходов. Из этих 16,5 миллиарда 8 нужно получить путем повышения энергоэффективности и снижения энергозатрат, 6 — за счет продаж. И только оставшееся - за счет управленческих расходов. Колоссальные стоят задачи по внедрению энергоэффективных технологий и новых производств. Вот у нас уже лазерное производство на ПРЗ внедряется (определенные детали вырезаются лазером).
- А с зарплатой как будет дальше?
- Зарплата зависит от количества проданной техники. Так что все будет зависеть от рынка. Понижать зарплату административным путем мы не собираемся. Более того, в соответствии с нашим коллективным договором мы два раза в год повышаем ее на уровень инфляции. И это продолжится. В январе было 5%. И сейчас, в сентябре, в зависимости от ситуации, тоже будем смотреть, на какое количество поднять.