«Неуспевающие»
В новом учебном году число школ в Набережных Челнах может сократиться. Такой вывод напрашивается после подведения итогов финансово-экономической деятельности образовательных учреждений за 2011 год. На встрече с директорами школ начальник управления образования Рамиль Халимов провел черту между «нахлебниками» и теми, кто освоился после введения подушевого финансирования.
Когда школам стали перечислять деньги не за площади, а за число учащихся, многие директора потеряли покой. С этого момента началась борьба не только за учеников, но и учителей - к сильным едут со всего города. Так родились школы-лидеры и аутсайдеры...
Где самые дорогие ученики?
«Самая высокая стоимость обучения там, где учатся 400-600 детей. При таком количестве содержать школу без допвложений невозможно (ред: в числе таковых оказались школы, занимающие здание детсада). Ныне дотацию получают 16 образовательных учреждений (№8, 11, 13, 14, 17, 20, 23, 27, 36, 43, 48, 51, 52, 55, 79, 81). В шести из них (8, 13, 17, 23, 48, 81) не только малое количество обучающихся, но и низкие показатели качества обучения. Неоправданно дорогие ученики в школах № 3, 7, 8, 13, 17, 23, 33, 38, 48, 51, 55, 81, 82 - в них результативность обучения низка – на 2 балла. Зачем нужны учреждения, в которых высокая стоимость ученика не подтверждается качеством образования?», - спрашивает Халимов. Он предложил директорам этих школ стать инициаторами слияний своего учреждения.
Профильный класс – под учителя
Родители отправляют ребенка в статусные школы. Но в некоторых из них - в гимназии №54, лицее №18 – успеваемость на «троечку», а в гимназии №29 – на «двойку». Не во всех школах оправдываются деньги, выделяемые на ученика профильного класса, который стоит в 1.3 раза, а в гимназии и лицее в 1.5 раз дороже ученика, обучающегося в общеобразовательном классе. Профильные классы часто организуют под учителей, а не под запросы детей. Это обнаруживается на итоговой аттестации. Профильные предметы не выбрали для сдачи ЕГЭ 2011 года: общеобразовательные школы: №4 (физика, химия), 6 (информатика), 31 (информатика, история), 33 (информатика), 35 (химия), 38 (информатика); гимназии №36 (информатика), 54 (информатика). На итоговой аттестации профильный предмет выбрали всего от 1 до 5 обучающихся: гимназии №2, 29, лицей №18; общеобразовательные школы 4, 9, 13, 20, 21, 22, 27, 28, 31, 34, 35, 37, 38, 44, 45, 47, 48, 50, 51, 52, 54, 56, 57, 58.
Снижается качество обучения по профильным предметам: в лицее №18 (обществознание, информатика), гимназии №26 (история). В школах №35 (физика), 48 (обществознание), 40 (информатика), 50 (биология), 56 (информатика, физика).
При планировании профильных классов не учитывается уровень профмастерства учителей – в 5-й школе химию и биологию ведут учителя без «квалификационной категории».
Ирина СИВКОВА