Челны пересадят на велосипеды?
Велодвижение в Набережных Челнах за 2 года разрослось до серьезных масштабов. В нынешнем году к удобству растущему числу велосипедистов кроме велотрека на набережной появились еще и новые велодорожки и пандусы, адаптированные для велосипедов, на что в целом потрачено уже 10 миллионов рублей. Нынешним летом по городу работало 20 пунктов велопроката, 4 из которых новые.Но появилось желание сместить акцент с рекреационной функции (катание — как отдых) на деловую. Есть множество сфер профессиональной деятельности, такие как, например, курьеры, доставщики пиццы и т.п., которые в силу удобства и дешевизны могли бы использовать велотранспорт для решения своих задач. И тогда группа автомобильного факультета КФУ вышла в отдел по поддержке предпринимательства с инициативой системно подойти к этому вопросу, разработать стратегию . Результатом сотрудничества стала программа «VeloChelny16», согласно которой ставится задача пересадить довольно большую часть города на «зеленый» транспорт к 2020 году. Сегодня в управлении по поддержке предпринимательства состоялась презентация этой программы.
Для того, чтобы сделать велотранспорт в Челнах общественным хотя бы на летнее время, необходимо проработать целый ряд серьезный вопросов. Самый сложный из них - как интегрировать велотранспортную сеть в дорожную сеть города, как и за счет каких средств увеличить количество велодорожек и удобных съездов с тротуаров, как организовать систему сервисов для велотранспорта. Скажем, по ходу движения по одному из маршрутов у вас пробило колесо, или, не дай Бог, что-то более серьезное — куда обращаться?
Отдельно затронули вопрос тюнинга велобайков: многие жалуются, что стандартные велосипеды для них неудобны, таким образом появляется необходимость сконструировать модель под свои анатомические особенности, под свои эстетические предпочтения и нужды. Ведь кому-то нужно выезжать с детьми в детский сад, а кому-то даже захочется возить инвалидов на велосипеде. Под это дело в Челнах планируется развернуть минисеть тюнинговых пунктов.
Эдуард Беляев — руководитель проекта «VeloChelny16» выразил большое желание вовлечь в процесс активную часть горожан. Для этого был создан сайт www.velochelny16.ru , на котором инициируется несколько конкурсов. Один из них - «Конкурс на лучший маршрут выходного дня» - стартовал уже сегодня в 12 часов дня.. Среди других конкурсов - «изобрети свой велосипед», «лучшее решение для велопаркинга» и т.п.
Конкурсы будут проводится в 2 этапа: с 23 сентября по 15 октября и с16 октября по 24 октября. Разыгрываются всего 3 призовых места со скромными призами 5000, 4000 и 3000 рублей соответственно. Плюс будет отдельный приз за лучшее фото — смартфон фирмы Samsung. Однако в масштабах значимости проекта для Набережных Челнов вопрос ценности призов отходит как-то на второй план. Главное — чтобы все получилось.
На основе программы «VeloChelny16» чиновники настроены разработать муниципальную программу по развитию велодвижения в Челнах. «Это очень серьезный для нас вопрос, - отметил начальник отдела по поддержке и развитию предпринимательства Радмир Беляев, - ведь с этой программой мы пойдем выше — на уровень РТ и РФ». Программу планируют заявить на финансирование из федерального и республиканского бюджетов. Для изучения лучшего опыта некоторых стран, где велотранспорт используется как общественный, в ближайшее время планируется организовать бизнес-миссии. Если все пойдет по плану, то к 2020 году Челны могут стать первым городом в России, где велодвижение удастся поставить на такой высокий уровень, поддерживать его системно, программно.
Одна из целей созданного сайта — банк проблем, куда уже сейчас можно занести низкую культуру вождения среди велосипедистов — часто они сами создают аварийные ситуации, нарушают правила дорожного движения, мешают и пешеходам, и водителям. В этом же ряду вспомнили и озвучили неудачную попытку организовать единую сеть велопроката, когда в одном месте можно взять велосипед, а в другом сдать. Но то ли из за непродуманности системы, то ли в силу особенностей менталитета проект свернули, так как он повлек несколько случаев кражи велосипедов. По словам инициативной группы из КФУ в качестве противоугонного средства рассматривается такое решение, как датчик GPS на каждом прокатном велобайке. А вот с низкой культурой придется бороться сообща.