Автомат за полмиллиона
Электронные транспортные карты должны появиться в Челнах до апреля нынешнего года. По мнению чиновников, новшество позволит не только избежать конфликтов, возникающих между перевозчиками и льготниками, но и упростит оплату проезда другим пассажирам.
«Транспортные карты будут двух видов, - сообщил «Челны ЛТД» главный специалист отдела транспорта горисполкома Рашид Закиров. - Во-первых, именные, с персональными данными, которые заменят бумажные социальные проездные. Считывающее устройство (валидатор) позволит точно выявить, сколько раз проехал в месяц льготник, чтобы объективно возместить затраты перевозчикам. Во-вторых, электронные карты можно будет приобрести и всем остальным горожанам. Это гораздо удобнее и быстрее: не нужно вытаскивать кошельки, готовить мелочь, ждать сдачу. Разумеется, приобрести карту можно по желанию. Если кто захочет, как и прежде, расплачиваться в общественном транспорте наличкой, они будут иметь такую возможность. Но людей будут стимулировать к покупке карты, привлекая различными скидками. Чтобы было не только удобно, но и выгодно. Будут они и с лимитом поездок, и безлимитные. Возможно, появится универсальная карта, с помощью которой можно будет расплачиваться все за привычные платежи, к примеру, за жилищно-коммунальные услуги».
В Казани электронная система оплаты существуют уже два года. Техника проста: пассажир лишь протягивает пластиковую карту кондуктору, а тот при помощи специального маленького устройства – ридера, считывает с нее информацию, автоматически фиксируя плату за проезд. Ридер обрабатывает карту за десятую долю секунды, причем на расстоянии до 15 сантиметров. Возможно, что в Челнах считывающие устройства будут установлены при входе в салон автобуса или трамвая. И пластик будет необходимо просто поднести к валидатору.
Электронные карты могли появиться в нашем городе еще в мае позапрошлого года. Но перевозчики отнеслись к этому без энтузиазма. Оборудование недешевое: автоматизированная система, рассчитанная на обслуживание до 200 автобусов, стоит около 500 тысяч рублей, а один электронный считыватель примерно 14 тысяч. В Казани пассажиров перевозят муниципальные предприятия, с финансированием помогли власти. Но вопрос упирается не только в стоимость оборудования. Перевозчики пожаловались и на банковскую комиссию - 5%.
А представители «Электротранспорта» поведали, что когда к ним приезжала делегация из Южной Кореи, то те заявили, что подобные карты - прошлый век. Уже существуют мобильные телефоны со специальными чипами, благодаря которым можно расплачиваться за любые услуги. И не надо никакие карточки с собой таскать.
- Сейчас вопросы с финансированием обсуждаются на переговорах между инициаторами новшества и перевозчиками, - говорит Рашид Закиров. - И решаться они будут на уровне правительства республики, министерств транспорта и информатизации.
Ленар БАТЫРШИН, batyrshin@chelnyltd.ru