Ведем ребенка в первый класс...
На вопросы корреспондента «Челны ЛТД» отвечает директор Центра психолого - медико - социального сопровождения № 85 Елена Егорова.
- Сейчас в школах города идет комплектование первых классов. Ваш центр в городе Набережные Челны занимается диагностикой детей. В чем цель этой работы?
- Вы правильно отметили, что в нашем центре проводится именно диагностика. Родители же часто называют это тестированием, экзаменом. Сразу предупрежу мам и пап, наша цель посмотреть, с каким "уровнем" психологического развития ребенок подойдет к порогу первого класса и дать рекомендации родителям, над чем стоит поработать. Хочу успокоить родителей мы здесь даем задания, расчитанные на предшкольный возраст, не проверяем скорость чтения или письмо. Диагностика проводится в игровой форме логопедами, дефектологами и психологами.
- Родители, чьи дети готовятся поступать в гимназии, с особым трепетом говорят об этих самых «уровнях». Для поступления необходим пятый уровень. Что это значит?
- Действительно уровней всего пять. Возрастная норма начинается с третьего и детки с третьим уровнем могут успешно учиться в первом классе общеобразовательной школы. Но гимназии - это учебные заведения, где нагрузка выше, чем в обычной школе. Поэтому ребенок должен быть более вынослив, внимателен.
- Получается, что для учебы в гимназии недостаточно знаний, нужна и психологическая готовность?
- Хочу обратиться к родителям. Амбиции — это хорошо, но надо смотреть на индивидуальные особенности ребенка. Лицеи и гимназии дают высокую нагрузку не только умственную, но и физическую. И стремиться туда всеми правдами и неправдами не стоит. Дети разные, а получать знания можно и в обычном классе. Многие дети учились в средних школах и сейчас довольно успешны.
- Диагностику в Вашем центре проходят все будущие первоклашки?
- Нет, мы проводим диагностику для отдельных школ, гимназий или лицеев, а также к нам обращаются родители в частном порядке. В прошлом году мы проверили готовность к школе более чем у 1300 детей.
- Вы уже 5 лет консультируете родителей и детей по вопросу готовности к школе. Изменились ли дошколята Челнов за эти годы?
- В прошлом году было очень приятно отметить, что изменения эти положительные. У детей стало лучше внимание и речь. Видно, что родители стали более ответственно подходить к вопросам развития детей. Еще пару лет назад, проблемы с произношением звуков встречались очень часто. Теперь мы замечаем, что чаще приходят дети с поставленными звуками. Заметна работа логопедов и участие родителей.
- Как родители могут помочь своим детям подготовиться к школе?
- Программа, которую дают в детсадах, ориентирована на подготовку ребенка к школе, но отдавать все на откуп воспитателям не стоит. Во первых, я бы рекомендовала больше играть в развивающие игры. Именно играть, а учиться дети будут в школе. Очень полезно сейчас читать ребенку сказки и рассказы. Если у ребенка есть проблемы с речью, то обратиться к логопеду лучше до того, как ребенок пошел в школу.