В автобусах не принимают школьные карты
В маршрутках висят объявления о том, что школьные карты при оплате за проезд не принимаются. Почему школьное нововведение забуксовало и в общественном транспорте, редакция «Челны ЛТД» попросила объяснить руководителя «Союза Камских перевозчиков» Николая Тятюшкина.
- Сегодня любой перевод пассажиров на электронную оплату бьет по карману как перевозчика, так и водителя. Поскольку компенсация за каждого льготника составляет не 17, а всего лишь 15 рублей. Некоторые считают, что перевозчики не отдают деньги за льготников водителям. Дескать, «поэтому они так по-хамски себя и ведут». Но это не так. Из 15 рублей мы платим налоги, отдаем 5 процентов компании «Социальная карта». Свой процент имеет и компания «Квантор» из набережных Челнов за предоставленное оборудование, считывающее карты (470 рублей с автобуса в месяц). В итоге остается мизер… Если дети начнут ездить по школьным картам, то вместо 17 «живых» рублей мы будем получать остатки от 15 рублей. Что, конечно, нас не радует. Но даже не в этом суть.
Школьная карта – это обыкновенная банковская карта – сколько раз ею по считывающему устройству проведешь, столько раз будут списываться деньги. В отличие от социальной карты она не защищена от «форс-мажорных» обстоятельств – невнимательности или корыстного умысла водителя. Да и сами дети могут ею воспользоваться по своему усмотрению, а родителям сказать, что это водитель снял деньги в общественном транспорте. Социальная же карта действует по-другому - сколько ею не води по валидатору, она считается только один раз. Тем более, на социальной карте нет денег, оттуда нечего списывать.
Еще одно обстоятельство – школьникам младших классов вместо карт выдали браслеты. Как такие малыши смогут дотянуться до валидатора, прикрепленного, скажем, к потолку – непонятно. Нам говорят, устанавливайте считывающее устройство в салоне. Но тогда водителю придется усиленно следить за тем, чтобы льготники исправно «чиркали» картой по валидатору. А нагрузка у него и так большая.
Недавно нас, перевозчиков, вновь собирали в исполкоме, где компания «Квантор» презентовала специальное считывающее устройство для обслуживания школьных карт. При его установке, конечно, проблемы с «нечаянным» исчезновением денег со счета ребенка решаются. Но оборудование предлагается не бесплатно: оснащение одного автобуса стоит 15 тысяч рублей. В городе на общественных маршрутах работают 600 автобусов. Установка новых валидаторов обойдется перевозчикам в 9 миллионов рублей. Почему мы должны идти на такие затраты, если программа «Школьная карта» была инициирована государством? Почему разработчики программы не предусмотрели у карты защитные функции?
Эти вопросы сегодня задавать уже бессмысленно, поскольку школьные карты уже запущены в обращение. Однако челнинские перевозчики намерены написать письмо в министерство образования РТ с тем, чтобы потребовать от него компенсацию расходов, связанных с установкой нового вида считывающих устройств. Пока же мнение перевозчиков таково – в конце учебного года школьные карты в общественном транспорте внедрять не имеет смысла. Но надо, чтобы к сентябрю все вопросы по ней были сняты.