Сколько бумаг заполняет учитель?
«Времени на детей нет», - сетует завуч по начальным классам одной из школ города. Открыто рассказывать о своих трудностях педагоги не соглашаются - отказы корреспондент «Челны ЛТД» получил в четырех школах. Но в анонимном разговоре рассказывают все детали.
В начале учебного года педагог из города Набережные Челны, который ведет в школе второй класс, заполняет «тематический план» - это пухлая папка толщиной около 4 см. «Его мы составляем каждый год по каждому из предметов. Хотя у нас уже есть куча изданных планов, утвержденных Министерством образования! Шапки и формы планов меняются в Челнах каждый год. Но фактически сюда мы перепечатываем тексты уже готовых методических рекомендаций». Только план по предмету «Русский язык» занимает 46 страниц, плюс титульный лист, содержание и пояснительная записка. Здесь же графики проверочных и контрольных работ.
«А вот это для нас придумали недавно» - учитель достает увесистую папку в несколько десятков страниц с надписью КИМ (контрольные измерительные материалы). Здесь педагог должен расписать все контрольные, диктанты, нормы оценок и ключи к заданиям.
Далее на стол перед журналистом ложатся: журнал группы продленного дня, где вручную заполняются листы с данными ученика и родителей, план воспитательной работы на 15 страниц, программа по группе продленного дня на 17 страницах. Наш рассказчик, как и многие другие учителя ведет дополнительный кружок. По нему также заполняются журналы, программы и планы. А далее аналогичный пакет документов по спецкурсам.
Бумажной работы «подкидывает» и администрация школы. Учителя обязаны предоставлять списки классов в множестве вариаций. К примеру, школьные медики запрашивают у педагогов имена учеников, даты рождения, номера полисов и к какой поликлинике ребенок прикреплен. В другом варианте списка необходимы еще и номера свидетельств о рождении, ИНН, домашние адреса по прописке и комплексу и т. д. Заму по воспитательной работе надо предоставить данные по занятости учащихся, вплоть до расписания занятий в кружке или секции. «Вы представьте, чего стоит собрать учителю эти данные. Не все приносят их в один день, приходится ежедневно напоминать родителям. А у начальства в таких случаях любимое слово «СРОЧНО!»
Но и это еще не все. Каждый педагог начальной школы должен заполнить т.н. социально-бытовой паспорт класса — документ на нескольких листах, где анализируются данные по каждому ученику и классу в целом. Всего 24 параметра - от места работы и должности родителей до уровня материальной обеспеченности семьи. Также на плечи учителей легла операция «Быт». Отсекая подробности — это посещение семьи каждого ученика, по итогам которого заполняются отчеты.
«Почти еженедельно нам спускают положения о всевозможных конкурсах. Где-то проводят викторины, где-то конкурсы рисунков и поделок. Не участвовать в них мы не можем — это влияет на рейтинг школы. Для участия необходимо заполнять заявки и уговаривать родителей участвовать. Поскольку часто эти конкурсы платные — 150, 200, 250 рублей.»
Но еще более унизительным наш рассказчик считает историю со школьным питанием, которое сейчас оплачивается по электронной системе. До начала первого урока учителя должны подать заявку в столовую - в электронном виде и на всякий случай в бумажном (во избежание сбоев). Весь первый урок педагог отвлекается на проверку баланса на счетах учеников. Поскольку кормит столовая только тех, у кого на счету достаточно средств. «Если денег мало, приходится звонить родителям, просить срочно пополнить счет. Средства доходят не сразу и мы платим за учеников из своего кошелька. То за одного, то за другого — в итоге за неделю могу отдать 800 рублей. Все, конечно, записываем в ведомость. Но после приходится напоминать ребенку принести эти 64 рубля. Самое неприятное — клянчить деньги у детей». Учителя вспоминают, что еще два года назад всё было гораздо проще. Сумму сдавали один раз в месяц и не было ежедневных мытарств с электронными браслетами.
А теперь педагоги просят прибавить ко всему этому ежедневное заполнение электронного журнала, проверку тетрадей, подготовку к уроку. «Раньше полуночи я спать не ложусь, благо дети взрослые. У меня большой стаж и времена советской школы я помню отлично. Мы не заполняли и половины того, что требуют сегодня. Теперь у нас нет времени спокойно без спешки пообщаться с каждым ребенком, узнать его личные новости. Какие мы учителя?».
#новостичелнылтд