Самолет Ирека Вильданова
Стать профессиональным летчиком Иреку Вильданову так и не удалось. Две попытки поступить в летное училище закончились провалом. Пришлось довольствоваться дипломом техника по эксплуатации авиадвигателей и летательных аппаратов. Но желание покорить небо его не покидало. А когда решился построить собственный самолет, за его плечами был уже опыт работы в авиапредприяти. Готовый каркас копии «У-2» нашел приют в небольшом помещении одной из фирм в Промкомзоне.
Это не первый его летательный аппарат. У первенца каркас был сделан из дерева и аллюминия. Силовой агрегат – скрещенные двигатели лодки «Привет» и мотоцикла «Восход», но без редуктора. Поэтому самолет не отличался высокой маневренностью. Посадка его была жесткой – самолет разбился.
- И тогда же мы решили создать авиаклуб с привлечением опытных пилотов, инструкторов, техгников. Так в городе появился аэроклуб «Аэрокам». У нас была база на Мензелинском аэродроме. Полеты, прыжки с парашютом, при клубе работала секция авиамоделирования – все это было. После пожара на заводе двигателей начались трудности. Я ушел из авиации.
- Но вернулись. Мне известно о ваших амбициозных планах перелететь Ла-Манш на копии моноплана знаменитого француза Луи Блерио.
- В 2009 году состоялись торжества к 100-летию перелета Блерио. Тогда моя мечта не сбылась. Воссоздание «Блерио-ХI» удовольствие недешевое. Мне удалось построить другой самолет. «СМ-701» с цельнометаллическим клепанным фюзеляжем по американским чертежам. Но перелет через Ла-Манш без помощи меценатов практически не осуществим. «СМ-701» сейчас бороздит небо Волгоградской области. Но на Ла-Манше я точку не ставлю…
Конструкция У-2 деревянная: из сосны и фанеры с полотняной обшивкой, узлы – из мягкой стали. Несмотря на кажущуюся примитивность, пилотажные качества «У-2» были уникальными. Он тяжело входил в стопор и легко из него выходил. Это большой плюс при учебно-тренировочных полетах. Однажды Валерий Чкалов развернул «У-2» по крену почти на 90 градусов, чтобы пролететь между двумя березами. В течении многих лет эти машины были единственными для первоначального обучения в летных школах и аэроклубах ОСОАВИАХИМа. В годы войны на них было подготовлено почти сто тысяч летчиков. «У-2» принимали участие и в боевых действиях, как легкий ночной бомбардировщик.
- Давно начали строительство?
- Со второй половины 2010 года, но до этого еще год потребовался на сбор материалов: восстановление чертежей, другой документации. Коллеги из Самары свой самолет строили 6 лет.
Есть огромное желание успеть на авиашоу «МАКС-2012» в Москве, к августу. Каркас готов. Остались установка двигателя, баки, шасси и обшивка полотном с пропиткой.
- А допуск к полетам сложный процесс?
- Не очень. После техкомиссии будут испытания, которые надеюсь пройти успешно.
- У вас большая семья: трое детей. Не думаю, что увлечение приносит вам доход…
- Дивидендов пока нет.