С какого возраста начинать учить английский?
В "Челны ЛТД" вышла статья "Английский" детсад". О том, что в Набережных Челнах Антон Актуганов открывает две группы для детей от 1.5 до 6 лет с обучением на английском языке. Это письмо в редакцию - отклик на данное событие. Увы, автор его не подписал.
...Вот уже 17 лет, как я преподаю английский язык. Опыт достаточно богатый: будучи студенткой, преподавала английский в детском саду, затем в школе, потом на факультете иностранных языков и последние 10 лет - в туристском вузе. Поэтому имею полное право высказать свое мнение. Не претендую на поддержку, а просто даю родителям пищу для размышления.
Сейчас, конечно, модно начинать учить английский язык «с пеленок», в студиях раннего развития, в детском саду. Но некоторые люди в поисках наживы пошли еще дальше! Английский детский сад! Это очередная дань моде. И человек, который открывает такое заведение, скорее всего, не имеет ни педагогического образования, ни практического опыта, а просто нашел вот такую вот «фишку» для привлечения клиентов.
Из своего практического опыта скажу, что оптимальный возраст для того, чтобы начать изучать английский язык – это 9-10 лет. Можно даже и позже. В этом возрасте ребенок более осмысленно подходит к материалу, у него достаточно богатый словарный запас родного языка и артикуляционный аппарат не настолько уж «закостенел» (как некоторые утверждают), чтобы не повторить правильно звуки за учителем!
Например, девочка до 4 класса изучала французский язык, а в пятом классе перевелась в другую школу, где все учили английский. Нам с ней хватило полгода, чтобы догнать весь класс, изучавший английский уже три года. Сейчас эта девочка в восьмом классе, перешла в профильный класс и учится на отлично. Аналогичный пример с моей племянницей, которой в седьмом классе пришлось переводиться из немецкой группы в английский лингвистический класс. Та же самая ситуация: буквально год занятий и она «в теме». А те дети, которые изучали английский со второго класса по углубленной программе, оказались намного хуже. Вывод: всему свое время. И принцип, что раньше начнешь - дальше пойдешь, в данном случае не работает.
Насколько я знаю, в советское время иностранный язык начинали учить с четвертого класса, и на мой взгляд, гораздо больший процент учащихся овладевал языком. Ну, с той лишь разницей, что изучали немецкий язык, английского было мало.
Мне кажется, мои мама с папой до сих пор смогут перевести текст со словарем. А у нас каждый третий отмечает в анкете уровень владения английским «со словарем», хотя изучают его со второго класса. И чем же вы занимались на уроке английского эти ДЕВЯТЬ лет?
Я даже в институте делила своих студентов на две подгруппы. Сильную, кто уже более-менее владеет языком (чаще всего благодаря репетиторам или дополнительным занятиям в языковых школах), и на тех, кто «изучал, но не выучил». Сюда же попадают и те, кто «изучал, но забыл» и «у нас постоянно менялся учитель». Ну так вот, через три года обучения в институте эти две группы выравниваются и даже сложно сказать, кто начинал с нуля, а кто продолжал. Очередной вывод: начинать никогда не поздно, просто это будет гораздо быстрее и эффективнее.
А теперь по поводу раннего обучения иностранному языку. Опять пример из практики. Начали мы обучать английскому языку сына моей подруги, кстати, тоже преподавателя английского, с 2-х лет. Через полгода занятий мы были в шоке от своих результатов. Произошла настолько мощная интерференция, то есть наложение двух языков друг на друга, что ребенок абсолютно не различал, где английский, а где русский.
Например, говорит: «Мама, дай мне спун (ложка)» или «Какая пикча (картинка)». Начались проблемы в садике, а как учить читать и писать? В итоге, до второго класса пришлось от английского языка отказаться вообще, чтобы ребенок смог сформировать приличный лексический запас на родном языке. На мой взгляд, в этом возрасте гораздо важнее развивать память, внимание и логику, тогда и будет уже готова благодатная почва для изучения иностранного языка.
Теперь о моем опыте преподавания английского в садике. Максимум, чего можно добиться – это выучить определенное количество слов по темам «животные, игрушки, одежда и т.д.». То есть те предметы, с которыми ребенок уже имеет опыт обращения. Ну и какие-то отдельные фразы, стишки, песенки. Но это чисто звуковая бессмысленная имитация, и ничего более. Попугай может овладеть английским на этом же уровне, но это не значит, что он на нем говорит!
Приводили ко мне заниматься малыша. Говорят, мы в садике изучали английский, типа сын на нем разговаривает свободно. Стоит 5-летний «вундеркинд», ну, думаю, давай поговорим.
Я ему: «Hello!», а он мне выдает: «Hello, my dear friend!». Я ему: «Good morning!», а он мне: «Good morning, good morning, good morning to you! Good morning, good morning I am glad to see you!» В общем, все в таком ключе, как собака Павлова: на что возникают ассоциации, на то и реагирует.
Попросила назвать животных на английском, дала игрушки – не помнит. Как объяснил отец, он называет животных в садике только по садиковским картинкам. То есть, если он увидит другую картинку собаки, или мягкую игрушку - собачку (или еще хуже - вживую), то она у него уже не будет называться «a dog».
То есть все запоминание и общение чисто ситуативное и с конкретными предметами, детское мышление не развито до такой степени, чтобы обобщать и ассоциировать предметы между собой. Вывод: раннее обучение английскому языку – это просто «выбивание» денег из наивных и амбициозных родителей.
Я свое мнение никому не навязываю, просто высказалась по теме. Мое мнение могут не разделять другие педагоги. Но если вдруг у кого-то из преподавателей английского есть другой опыт или еще лучше - наглядный пример в противовес моему убеждению, буду рада пообщаться.