Ринат Сафиуллин: «Можно строить такие школы, что не придется тратиться на детские сады!»
В 80-90-е годы прошлого века председатель челнинского отделения Союза архитекторов России Ринат Сафиуллин работал в Марий Эл. И там получил Государственную премию как один из основных авторов нетипового проекта блочной средней школы, разработанного в институте «Марийскгражданпроект». Проект одобрили в Госстрое СССР. Но с тех пор блочных школ по России построено немного. Сафиуллину известно, что одна такая есть в Йошкар-Оле, и еще несколько в Москве (там они активно строятся в последние годы). В столице оценили преимущества школы, построенной блоками. Чтобы показать эти преимущества, Ринат Талгатович привел журналиста «Челны ЛТД» в новую типовую школу в 37-м комплексе.
- Школа хорошая. Но скажите, где здесь в сезон снимают верхнюю одежду учителя? – спросил архитектор журналиста в вестибюле школы. Гардероба для учителей в вестибюле нет, они раздеваются в учебных кабинетах, а уборщицам вообще раздеваться негде - только среди швабр и ведер. "Ездить на работу в трамвае-автобусе нам приходится в рабочих старых куртках, чтобы более приличная одежда не провоняла", - рассказала уборщица.
- А где здесь актовый зал? Можете его найти без подсказки? - «выкатил» очередной вопрос Сафиуллин. На территории школы он показал на несколько детских площадок для дошкольников, расположенных почему-то на пространстве перед главным входом в здание. "По уму" этих площадок здесь быть не должно. Затем завел журналиста за угол и показал на стадион: зеленый газон, футбольные ворота, по всему периметру ограждение.
- Но где здесь беговые дорожки? Где школьникам бегать кроссы, стометровки? Негде! – обратил внимание архитектор. За следующим углом архитектор показал на огромный, вытянутый вдоль всей длины здания школы пустующий газон.
Зачем пустует вся эта территория? И даже далекому от архитектуры и проектирования журналисту стало ясно, что типовая школа и типовые подходы к ее использованию содержат в себе массу недостатков. Вот тогда Сафиуллин развернул схематичный проект блочной школы:
- То, что обозначено на схеме зеленым и салатным цветом – это блок вестибюля и общешкольных помещений. В вестибюле предусмотрены все гардеробы: и для школьников (по гардеробу на начальные, средние и старшие классы), и для учителей, и для обслуживающего персонала, - показал архитектор. В общешкольном блоке – спортзалы, зрительный зал, современная библиотека, столовые для учеников и учителей с обслуживающим персоналом, медицинский блок, помещения администрации и помещения для трудового воспитания, кружков, секций, студий. Общешкольный блок лестницами и проходами связан с блоком школы и детского сада на 150-200 мест. В школьном блоке расположены учебные кабинеты и классы. И больше ничего. Ученики с 1-го по 4-й, с 5-го по 8-й и с 9-го по 11-й классы разведены по этажам. Блок детского сада – это отдельная «фишка» проекта.
- Видите, стоит детский сад, - показал Ринат Талгатович на здание детского сада внутри этого жилого микрорайона в городе Набережные Челны. Архитектор обратил внимание на то, что у этого детского сада есть своя инфраструктура, своя территория и свой кухонный блок. - В блочной школе детсаду отдельный кухонный блок не нужен, школьный уже есть. Все необходимые игровые площадки для детского сада вполне можно разместить и на участке, отведенном под школу. Существенная экономия средств и при строительстве, и при эксплуатации, - говорит Сафиуллин.
Помещения в общешкольном блоке могут использовать и родители, и живущие в окрестностях школы взрослые. Школа может брать арендную плату за использование помещений с платных секций и студий, меньше собирая денег с родителей.
- Еще одно преимущество - блоки к школе можно достраивать, а можно наращивать этажами вверх те, что уже есть, - говорит автор проекта. Так почему же такие школы у нас не строятся? Советские времена канули в Лету, но и сейчас существует система, из-за которой нестандартным проектам тяжело пробиться на стройплощадку.
- Все деньги на строительство школ из федерального и республиканского бюджета поступают в Главное инвестиционно-строительное управление при строительстве Татарстана (один из его руководителей - известный в Челнах бывший топ-менеджер горисполкома Рафар Шакиров, "командовавший" стройками при Василе Шайхразиеве - прим.ред.). А при распределении этих денег специалистам ГИСУ проще руководствоваться типовыми проектами. Здесь все подсчитано, все опробовано на практике, - объясняет Ринат Талгатович. Получается, что при проведении государственных тендеров на право строительства той или иной школы доминирует тот же типовой подход. Но Сафиуллин уверен, что часть вины за то, что происходит, лежит и на архитекторах тоже.
- И нам, и заказчикам школ в республике нужно быть понастойчивее. А нам, архитекторам, нужно еще и учиться подавать свои проекты, разъяснять их преимущества, - считает Сафиуллин.
Сергей ИСИЧКО, isichko@chelnyltd.ru
#новостичелнылтд