Редкая профессия: тифлопедагог
Учителя, работающие со слабовидящими и незрячими детьми — товар штучный. Еще 13 лет назад, когда в Набережных Челнах только открылась спецшкола № 75 работать в нее пришли учителя из обычных школ. Опытные педагоги тогда начали осваивать новую специальность и учились работать с особыми учениками. В СМИ некоторые чиновники от образования призывают отправлять на пенсию опытных педагогов. Но пример Марии Шумновой может показать, как ценны учителя советской закалки. Педагогический стаж Марии Ивановны — 48 лет. За свою учительскую карьеру она была учителем химии и биологии в школе рабочей молодежи при ткацкой фабрике в Тверской области, в молодых Набережных Челнах преподавала в пунктах заочной школы, которые располагались в вагончиках. 13 лет назад Мария Ивановна пришла в только что открывшуюся школу для слабовидящих и незрячих детей. «Меня поразили ученики, жадные до знаний и очень старательные. Такой интерес вдохновит любого педагога».
Уже в солидном возрасте Мария Ивановна вновь села за учебники. Нюансов в работе со слабовидящими учениками много. К примеру, тифлопедагоги должны свободно читать брайлевский шрифт и писать на нем задания. Иначе строится и весь урок. Учитель Шумнова получила специальность дефектолога, освоила передовые методы работы со слабовидящими и незрячими детьми. Она с радостью рассказывает об успехах своих учеников на городских и республиканских олимпиадах. Особый повод для гордости — выпускники. В 2015 году школу окончили 7 юношей и девушек - незрячие и слабовидящие ребята. В вузы поступили практически все, лишь один решил получать профессию музыканта в колледже.
«Я хочу обратиться к родителям слабовидящих детей — отсутствие зрения не повод для отчаяния. Педагогика сейчас очень развита и конечно же есть множество методов обучения, много профессий, которыми ваши дети смогут овладеть».
У тифлопедагога Лилии Софияновны Хасановой рабочий день начинается с 7 утра - она встречает ученицу из Елабуги. Лилия Софияновна преподает татарский язык и литературу детям и младших классов и будущим выпускникам с самого открытия спецшколы. Как выяснилось, учить незрячих детей татарскому языку в Татарстане задача не из легких. Школа до сих пор не снабжается учебными пособиями, напечатанными брайлевским шрифтом. Педагоги вручную набирают задания, тексты и стихотворения на специальной машинке. Хасанова признается: ее уже не раз приглашали в передовые гимназии и на руководящие должности. «Школа не для карьеристов, она для педагогов, — поясняет Лилия Софияновна, - Поэтому уходить куда-то в поисках лучшего мне не хочется, тем более что труд и ученики у нас благодарные».