Президент в твоей чашке
Бизнесмены - цепкие люди, из всего стараются извлечь прибыль. Используя протестные настроения, предприниматели выпустили футболки с Путиным в короне. Накануне выборов сеть кофеен в Москве провела свои альтернативные выборы. Покупатели выбрали чашку кофе с портретом кандидата на молочной пенке. Голосование шло в реальном времени, результаты выводили на мониторы. Кофейные выборы вывели в лидеры Михаила Прохорова. Прямой выгоды в такой акции нет, но закрепляется «творческий образ» заведения и обеспечивается бесплатная реклама.
Местный бизнес внешне реагировать на актуальные события не торопился. Но что мешает бизнесу Челнов эксплуатировать новые темы? Предприниматели, которым мы задавали этот вопрос, поняли тему узко. И рассказывали о нежелании «грязной» политики, небогатой фантазии («Один сделал, сотня повторила»), страхе настроить против себя власти («нам «зеленый свет» от власти нужен, свобода не нужна, мы не знаем, что с ней делать»).
Доктор социологических наук Сергей Дырин считает так: «Политизированность у нас значительно ниже, бизнес не рассчитывает на востребованность таких акций, желающих будет немного».
Так и не появился в кафе коктейль «Шаймиев рулит», а в какой-то фирме пакет услуг «Василь» или «Ильдар» в зависимости от комплектации. Зато социальные сети мгновенно реагируют на действия мэра, в сети гуляет целая серия комиксов, главный герой которых - Василь Шайхразиев. Национальную специфику, замешанную на юморе, использует интернет-группа «Типищный татарин». На их «стене» звезды превращаются в Анджелину Жалый, Чак-Чак Нурисовича, Жинифир Жупыс. Появляются адаптированные к местному рынку продукты: щупа-щупыс, киндыр кукей. В похожем направлении начинала развиваться и дизайнер из Казани Элина Муха, запустившая серию футболок с забавными надписями: «100% татар малай», «I”m so tatar”, “Мин Иванны яратмыйм. Сююмбике». В Челнах местная специфика пока не монетизирована совсем. Кто первый?
Ольга Арминен