Преодолевая слепоту...
Школа №75 для незрячих и слабовидящих детей на городской олимпиаде показала высокие результаты, в чем-то даже опередив некоторые гимназии и лицеи. А на региональном этапе олимпиад по литературе и географии в Казани 75-я школа заработала для Набережных Челнов два призовых места. Корреспондент «Челны ЛТД» встретился с призерами — это три девушки: Оксана, Татьяна и Диляра, у всех троих тотальная слепота. Но несмотря на это педагоги отмечают, что у учениц невероятная тяга к знаниям и целеустремленность.
Диляра Рафикова самая младшая из «звездочек» школы №75. Ученица 8 класса участвовала с республиканской олимпиаде по русскому языку, откуда привезла 22 место. Результат Диляру не удовлетворил, она считает что слишком мало времени уделяла подготовке. Дело в том, что девочка живет в Елабуге и каждый день ездит на автобусе в 75-ю школу. К тому же часть времени отнимают занятия музыкой. Но школьница надеется, что в будущем году будет более успешна и приложит все усилия для победы.
Ученица 9 «А» Татьяну Куртепову педагоги характеризуют, как очень разностороннюю девочку. На муниципальном этапе Татьяна участвовала в олимпиадах по пяти предметам: биология, химия, история, физика, русский язык. По биологии и русскому вошла в десятку лучших учеников города: «Я еще не определилась в каком направлении буду развиваться. Мне интересна химия и работа в лаборатории, но для этого нужно зрение. Поэтому я пока ищу то, что мне действительно подойдет. Времени для самоопределения у меня достаточно.»
Самая старшая из учениц - Оксана Бахарева, ученица 11 «А». В олимпиадах девушка участвует с 8-го класса. В этом году Оксана прошла в региональный этап по русскому языку и литературе. Призовое место заняла в олимпиаде по литературе. Большой проблемой при подготовке для девушки стало малое количество книг для незрячих. «Для прохождения школьной программы имеющегося количества изданий достаточно, но готовясь к олимпиаде дефицит чувствуется. Я слушаю очень много аудиокниг, читаю книги напечатанные на азбуке Брайля, к сожалению их не так много.» - рассказывает Оксана. Девушка уже решила что в будущем будет решать эту проблему. В её планах стать редактором брайлевских книг, для этого амбициозная девушка собирается поступать на филологический факультет столичного вуза: Высшей школы экономики. Оксана уже узнала, что там есть условия для незрячих студентов. Для того, чтобы поступить и учиться в Москве, она готовится не только к ЕГЭ, девушка старается быть максимально самостоятельной в бытовых вопросах. Она выполняет всю домашнюю работу, ведь в столице она планирует жить без родителей.
В олимпиаде девочки участвовали на равных со зрячими ребятами. Единственное отличие в технике выполнения: письменные олимпиадные задания ученицы загружали в специальную программу, которая преобразует текст в формат аудио. Отвечали письменно, Оксана - при помощи плоского письма (привычный нам всем текст), а Татьяна и Диляра при помощи азбуки Брайля. Педагоги сетуют, что загрузка текста и прослушивание заданий заняло больше времени, чем у зрячих детей. Однако на технические моменты дополнительных минут девочкам не давали. Поблажек во времени и сложности заданий на олимпиадах не предусмотрено.
«Помимо общего мы даем им музыкальное образование, чтобы во взрослой жизни они смогли зарабатывать на жизнь как музыканты. Стараемся максимально реализовать детей, ведь не каждый работодатель решится взять незрячего сотрудника, такова реальность», - отмечает директор школы Ольга Марданова. Каждая олимпиада или конкурс должны помогать детям найти себя, поступить в колледж или вуз, где ребята смогут получить реальную профессию, считают педагоги спецшколы.