Почему погибают мотоциклисты
Человек всю жизнь мечтал о мотоцикле. Заработал денег, купил мощный байк "Ямаха". Сел на него и насмерть разбился. Такой была предистория трагедии в Набережных Челнах, когда 1 мая в поселке Элеваторная гора погиб 37-летний мотоциклист.
- Многие молодые люди садятся на мощные мотоциклы, не умея ими управлять. И просто не справляются с мощной двухколесной машиной, - констатируют в ГИБДД Челнов. - Проблема еще в том, что даже мотоциклисты со стажем за зиму частично утрачивают навыки управления мотоциклом. С наступлением хорошей погоды, желая прокатиться с ветерком, они часто попадают в аварии. В нашем городе в этом году уже зарегистрированы 2 ДТП с участием мотоциклистов, в которых один человек погиб, двое пострадали. Травмы получил и один скутерист.
В Челнах зарегистрировано более 1700 единиц мотоицклов и скутеров. Гаишники поймали с начала года 7 мотоциклистов и один скутериста без прав, четверых на незарегистрированных мотоциклах. Часто при виде экипажа ГИБДД она не останавливаются, а прибавляют скорость, создавая аварийную ситуацию. Пытаются скрыться во дворах, где экипаж ГИБДД за ними не может гоняться, потому что это опасно. В основном это происходит ночью на пустых проспектах. Еще одно популярное у них место - новые комплексы на окраинах города, куда, надеются они, экипажи ГИБДД не заедут.
- - Я могу уверенно сказать, что 80% наших мотоциклистов ездить не умеют. Они ездят, как повезет, - высказал свое мнение директор казанской мотошколы Александр Бардин. - А если возникнет какая-то нештатная ситуация, скорей всего, они с ней не справятся - не готовы. Совет только один: нужно найти хорошую мотошколу и инструкторов. А если таких нет, нужно выезжать на пустую площадку и заниматься самим хотя бы по методикам из интернета. И обязательно чтобы кто-то был рядом, чтобы мог оказать помощь, если, не дай Бог, что-нибудь случится.
В Набережных Челнах, как выяснила редакция «Челны ЛТД», нет не только специализированных мотошкол, но даже в автошколах не обучают на категории "А" и "М". Около десятка учебных заведений в нашем городе получили заключения ГИБДД, разрешающие им проводить обучение по новым методикам, но только на категорию "В". И только две автошколы получили право на подготовку курсантов по остальным категориям автомобилей. Но мотоциклистов и скутеристов пока никто не обучает.
- Но не думаю, что это только в компетенции автошкол, - считает председатель ассоциации автошкол Набережных Челнов Рустам Зайнабутдинов. - Сейчас такая тенденция пошла - во всех бедах винить автошколы. Если случилось ДТП, особенно с участием молодого водителя, сразу стрелки переводят на автошколу. Никто не проверяет качество дорог, не изучается детально обстоятельства, при которых произошло ДТП, не проверяется в достаточной мере состояние человека, состояние автотехники. Как руководитель автошколы, могу сказать - мы видим, какие люди обучаются. Видим, например, что человек тяжелый, легковозбудимый, что он может на дороге вести себя неадекватно. Пытаемся его переучить, но мы не можем полностью его перевоспитать.
А ПНД не может отказать в выдаче справки, потому что он не состоит на учете. И в результате, крайними становятся автошколы. И еще один момент - обучение и экзамены проходят, как правило, на мотоциклах "Иж". Я могу точно сказать, что на спортивном мотоцикле "Ямаха" экзамен по вождению не сдать, потому что большой мотоцикл не вписывается в "восьмерку". Но ведь категорию "А" получают не для того, чтобы ездить на "ижах".
- Ко мне частенько люди обращаются с вопросом, какой мотоцикл купить, и я сразу стараюсь поставить их на место, - говорит лидер мотоклуба "Тени дорог" Сергей Кривенко. - Спрашиваю, на чем он ездил до этого, смотрю на рост и вес, интересуюсь, для чего ему мотоцикл. И, как правило, люди часто меняют свое мнение после такого общения. Сначала надо научиться ездить на маленьком и легком мотоцикле. Необходимо пройти этот начальный этап обучения. Сначала надо научиться управлять не только мотоциклом, но и собой. Тут очень тонкая грань. Если ты не сумел справиться с собой, то с мотоциклом точно не сможешь справиться.