Нашествие роботов
Второй год в нашем городе проходил чемпионат по робототехнике, в котором нынче участвовало более 25 команд из городских школ. Все этапы технического конкурса были рассчитаны на умные игрушки, имеющие ходовую часть, то есть колесную или гусеничную базу. Этап соревнования под названием «Лестница» оказался одним из самых зрелищных – робот должен был подняться и спуститься по специальному сооружению с сырым яйцом на крыше. Большинству роботов сделать это удалось, но аварии все-таки были – организаторы недосчитались как минимум 3 яиц.
Настоящая «битва титанов» развернулась на ринге для интеллектуального сумо, где между машинами шла борьба за «место под солнцем»: задача атаковать соперника и вытолкнуть за пределы ринга. Причем, все конструкции, как в настоящем спорте, перед участием подвергались взвешиванию. Стандарт- не более одного килограмма.
2 следующих этапа оказались, по словам некоторых участников, самыми сложными, так как требовали мастерства программирования. На этапе «Гонка по линиям» роботы некоторых школьников теряли ориентир в виде черной линии и сбивались с курса. Столкнуть 2 черные банки с ринга тоже удавалось не всем. Здесь успех зависел от точности настройки датчика расстояния и цветочувствительности. Машина, двигаясь по рингу максимально быстро, должна уметь так же быстро определить цвет кегля и резко замедлиться, если встречала белую банку.
Между конкурсами у зрителей была возможность поглазеть на творческие работы юных роботостроителей. Лицей №36 представил конструкцию с двумя пальцами, умеющую играть на фортепиано, а робот-поводырь выразил готовность помочь незрячему человеку. Среди экспонатов были также аппарат, выдающие ириски за монеты, и робот-художник.
Чемпионат по робототехнике совместно с ИТ-парком организовал лицей №36 (бывшая «Золотая горка»). Директор школы Ивлева Фирдаус Габразаковна считает, что чем раньше мы будем формировать у детей инженерное мышление, тем больше ценных профессионалов будем иметь в будущем, ведь Татарстан позиционирует себя как промышленный регион с большим объемом производства техники. Именно поэтому в прошлом году республика запустила эксперимент по внедрению робототехники как учебного предмета в школах. Пока работа ведется точечно в некоторых школах Казани, но не за горами и то время, когда это будет и в Челнах.
Пока же наши ребята конструируют роботов факультативно, после уроков. То, что игрушка создается из деталей конструктора «лего», дает широкий простор для фантазии, позволяя переделывать, если нужно, дорабатывать и оживлять ее с помощью внедренного компьютера. Один робот обходится школе в 30 тысяч рублей.
Победители челнинского чемпионата поедут 25 мая в Казань на республиканский этап. Он в свою очередь предваряет всероссийский и международный чемпионаты по робототехнике. Приятно, говорят организаторы и дети, что это становится традицией в республике: на закупку роботов выделяются гранды, осталось решить проблему преподавателей, способных увлечь и научить детей. Пока же роль учителей по роботостроению выполняют учителя информатики и технологии.