Набережные Челны: Путешествие в инвалидной коляске
Фонд «Солнце внутри» продолжает реализацию проекта «Красная строка», автором которого является руководитель фонда Юлия Ахметзянова. В октябре фонд изучает возможности челнинских инвалидов самостоятельно передвигаться по городу. Корреспондент газеты «Челны ЛТД» в ходе этой экспедиции узнал много неприятного о том, как устроен наш город.
Челнинец Ильдар Сафин стал инвалидом в 26 лет в результате несчастного случая. Уже 14 лет он прикован к инвалидному креслу. Но Ильдар остается обаятельным, открытым человеком, готовым к покорению новых пространств. Летом он активно «путешествует» по городу – на инвалидной коляске от своего 49-го комплекса добирается до ТЦ «Палитры», лавируя между препятствиями и снимая окружающие красоты. Для этого он вмонтировал на свою коляску видеорегистратор, который открывается и включается по мановению пальцев Ильдара (опять же это не прихоть – пальцы его плохо слушаются после травмы). Интересна и сама конструкция коляски – она доработана и позволяет Ильдару самостоятельно, без сопровождения, передвигаться 30 километров без зарядки аккумуляторов. Но как показала наша прогулка, в Челнах проехать на инвалидной коляске даже несколько метров без приключений невозможно.
Препятствия начинаются даже не в подъезде дома, где живет инвалид, а прямо в квартире. Никто из здоровых людей не замечает маленькие порожки, которыми оборудованы входные двери в квартиры, лифты, подъезды. Для инвалидов они представляют серьезную проблему – преодолеть 7-8-сантметровую высоту Ильдару помогает специальное подъемник, который соорудил его папа. Эту маленькую конструкцию он подставляет каждый раз под колеса коляски, когда наталкивается на порог. Однако выкатить коляску в подъезд – полдела, нужно на ней еще въехать в лифт. Ильдар жалуется: старый лифт был просторнее, а у нового габариты меньше, в его двери коляска протискивается с трудом. Для пожилого отца Ильдара это всегда серьезное испытание.
На первом этаже – новые препятствия. Надо преодолеть порог лифта (подставив самодельный подъемник), опустить прикрученный к стене пандус, чтобы Ильдар мог съехать к входным дверям. Угол наклона пандуса большой. Если бы папы рядом не было, Ильдар вряд ли смог бы им воспользоваться. Но онпонимает, что дом строился в те времена, когда требования инвалидов не учитывались. Зато сам пандус сделан из лёгкого материала и прикреплен к стене на магнитах. «Очень удобный, раньше был громоздкий», - похвалил работников ЖЭКа Ильдар. У подъезда Сафина установлен еще один пандус, который помогает выехать непосредственно на улицу. Конструкция и смотрится хорошо, и выглядит удобной, и пользоваться им приятно...
Здравствуй, улица! Тут инвалидам уже никто поблажек не делает. Подъезжает Ильдар на своей коляске к тротуару, по которому должен добраться до остановки. Со стороны проезжей части, где должно быть место для вката колясок, лежит асфальтовая нашлепка. Если мамочка с лялькой в коляске им еще сможет воспользоваться, то инвалид точно нет. При попытке покорить маленький «Эверест» он может опрокинуться и получить травму. Поэтому Ильдар привычным движением разворачивает свой электротранспорт и заезжает на тротуар по газону – благо, до него кто-то уже проторил тропку, предварительно разломав бордюр. Ильдар «этим фокусом» пользовался на своем пути не раз. И в том случае, когда на месте перехода от проезжей части на тротуар не было даже асфальтовой нашлепки, и когда «пешеходка» оказывалась огороженной желтой сеткой, а за ней велись земельные работы.
Поскольку Сафин в данном случае участвовал в эксперименте, то ему пришлось не просто доехать до автобусной остановки, чтобы добраться до Центра «Изгелек», но и показать всю окружающую инфраструктуру "во всей красе". Для этого организаторы попросили его воспользоваться подземным переходом. Ильдар в него спуститься не решился. Глядя на мучения мамочек, которые по этим грубо наваренным рельсам еле-еле спускали коляски, никто его осуждать не стал. Если оценивать по пятибальной системе непригодность пандусов, то в подземке на остановке «Домостроителей», они тянут на 4 балла, а на «Театральной»- на 3 балла (потому что там есть с виду жуткие, но все же поручни).
«И такую «заботу» о колясочниках мы можем наблюдать буквально в каждой подземке города, - говорит Юлия Ахметзянова. - Даже в тех, которые недавно были отремонтированы. Потому что сами подземные переходы были построены еще в советские времена и никакие устройства для удобств инвалидов в них не были предусмотрены. Угол наклона лестниц уже не исправить. Они такие крутые, что спускать по ним инвалиду-колясочнику без сопровождения настоящее самоубийство. Но мы знаем примеры, когда в российских городах, в Калининграде, например, тестируют городскую инфраструктуру с помощью инвалидов-колясочников, а потом в ходе капремонта исправляют даже проектные ошибки».
А вот при поездке в автобусе проблем было меньше. Подошел большой красный "Нефаз", водитель увидел инвалида на остановке, вышел и откинул металлический порог. Правда, если нет сопровождения, то вкатить коляску без чужой помощи невозможно. Ильдар все же считает, что крупногабаритные автобусы всех проблем инвалидов не решают. Потому что сейчас инвалиду трудно не только куда-то доехать, а просто выйти из дома из-за всех тех препятствий, которые были перечислены выше. «Раньше было легче – инвалидов на благотворительной основе обслуживала ИП Гарина. Мы могли позвонить из дома, и автобус подавался прямо к подъезду. Сейчас спецтранспорта для инвалидов в городе нет...»
#новостичелнылтд