Максим Фёдоров - о частном бизнесе и городском автобусе
В последнее время муниципалитет активно входит в те отрасли, которые ранее были отданы частному бизнесу. Уже создаются муниципальная управляющая компания и городское предприятие пассажирских перевозок. Правильно ли это - возвращать такие "советские" времена?
Ситуацию для "Челны ЛТД" комментирует председатель комиссии горсовета (но вместе с тем предприниматель) Максим Фёдоров.
- Когда в свое время городское предприятие пассажирских перевозок закрыли, я уже тогда начал доказывать, что нужна муниципальная организация. Потому, что так можно влиять на перевозки законным способом. В тех же пассажирских перевозках: частное предприятие берет автомобили в лизинг, и его главная задача - извлечь прибыль. А задача муниципалитета - помочь горожанам. В этом случае можно даже и без прибыли отработать.
Что такое "муниципальная" или "частная" организация? Это всего лишь форма. Все зависит от менеджеров, которые там управляют. Понятно, что какие-то коммерческие процессы, может быть, целесообразнее отдать частному бизнесу. Но муниципалитет может выступать в них организующим звеном. Если взять городские пассажирские автоперевозки, город должен иметь свой автобусный парк. Ведь случись какая-то чрезвычайная ситуация, не на чем будет перевезти людей. Придется обращаться к частным перевозчикам, просить их.
Еще один пример - на организацию перевозок в сады-огороды из бюджета ежегодно выделяется 15 миллионов рублей. Мы заключаем договоры с частными перевозчиками. А ведь можно эти деньги отдать городскому предприятию пассажирских перевозок, которое, учитывая его принадлежность муниципалитету, может снизить тарифы или увеличить число поездок.
Но перевозки пассажиров городским автопредприятием не исключают участия в них частников. Муниципальная организация может выстраивать хозяйственно-правовые отношения с частным бизнесом, который может работать с ней по договору аутсорсинга. Никаких проблем здесь я не вижу. Главное, чтобы достигались цели, которые мы в этой сфере ставим - это приемлемая стоимость проезда, четкий график курсирования автобусов и т.п. А если этот договор не выполняется, то можно его разорвать и пригласить других. Почему, например, в трамваях по социальным проездным пенсионеров не выгоняют, как это часто бывает в частных маршрутках? Потому что он муниципальный.
Поэтому считаю, что муниципальные организации имеют право на существование. Муниципалитет должен быть в рынке. Он должен быть одним из регуляторов этого рынка, он может влиять на тарифы и на качество услуг.