Люди хлеба
Челны устойчиво ассоциируются с «КАМАЗом». Завод кормит рабочих и их семьи и подпитывает городской бюджет. А 100-150 лет назад главной статьей доходов здесь был хлеб. Вокруг него крутилась вся жизнь в Набережных Челнах, крупнейшем центре хлебной торговли в Нижнем Прикамье.
На хлебе зарабатывали большие торговые дома, вроде Стахеевых и Хальфиных, кормились с зерна купцы калибром поменьше, торговцы из крестьян и простой люд. «Местные жители и люди из окрестных сел приходили на пристань: большие подработки давала погрузка зерна на баржах, - говорит кандидат исторических наук, завкафедрой ИНЭКА и автор книги об истории города Владимир Ермаков. - Даже подростки, нанимаясь погонщиками лошадей, получали довольно приличный приработок. Давали работу мельницы: машинистам, их помощникам, засыпщикам и упаковщикам. Чтобы обслуживать мельничные механизмы и баржи, ремонтировать их, появилась механическая мастерская».
Село богатело, на деньги купцов строились мечети, церкви. У людей был стабильный заработок. «Три раз в год, в сентябре, декабре и мае, проводились ярмарки. Крупная торговля, большие деньги. Сюда стягивались преступники: карманники, мошенники, грабители. Приказчики иногда возили с собой большие суммы, их подстерегали. Поэтому, хотя Челны были селом, здесь решили открыть в 1912 казначейство. Банков тогда тут не было».
Чтобы оградить от проблем местных жителей, уездное земство в 1911 году приняло ряд решений: хлеботорговцам запрещалось производить покупку хлеба с возов на улицах села. Делать это можно было только на базарной площади, на хлебной бирже близ старого кладбища (по дороге в Бетьки) и за чертой села. Этим же решением запрещалось устройство на улицах села ярмарочных помещений, торговля печеным хлебом. Торговать им можно было только в лавках и на базарной площади.
Хальфинское наследство
Одними из ярких представителей торговцев, сделавших состояние на хлебе, были Хальфины. Династия преподавателей-просветителей с этой фамилией в 18 веке оставила внушительный след в Казани: первый светский букварь татарского языка, татарский словарь и татарская грамматика, переводы учебников и книг на татарский язык, преподавание в гимназии и университете. Спустя несколько поколений фамилия Хальфиных упоминается в документах в связи с обоснованием в деревне Тлянче Тамак. Почему семья из крупного города перебралась в деревню - загадка. «Не все могут быть учеными. Развивался капитализм, торговля хлебом была одним из возможных направлений, и Хальфины решили себя на этом поприще испытать», - делает предположение известный краевед, старший научный сотрудник музея истории города Билял Канеев.
Основатель купеческой династии Садык Хальфин после посещения мензелинской ярмарки решил открыть свое дело, отстроился в Тлянче Тамаке. Дело пошло, и уже шесть его сыновей основали «Торговый дом Хальфиных», на их деньги в деревне построили комплекс медресе и мечеть. По словам Канеева, основой богатства была торговля хлебом. «После Стахеевых они были крупнейшими поставщиками и перекупщиками хлеба. В Челнах у них находилось несколько зерносушек, пять хлебных амбаров, паровая мельница, магазин. В урожайные годы объем продаж достигал 1 миллиона рублей».
Частица прежней недвижимости купцов сохранилась в Челнах — это дом № 76 на улице Центральная (одноэтажное здание на каменном полуподвальном этаже с верхней частью - срубом). По словам Канеева, там располагалось представительство торгового дома, а часть помещений сдавалась в аренду. Об этом свидетельствует найденная табличка «Российское транспортное общество». Она находилась на стене дома до 1985 года. В тот год проводились работы по противопожарной пропитке здания, табличку сняли, и она находилась более 20 лет у частного лица, лишь в 2009 году ее передали в музей истории города.
В годы советской власти в доме находились разные организации: в 1917 – комитет общества спасения, с 40-х по 70-е – роддом и наркодиспансер. В 2004-2005 годах в здании шла реконструкция и сотрудник музея переживал за сохранность дома Хальфиных, ведь он внесен в государственный охранный реестр памятников истории.
Ходили разговоры, что владельцы здания собираются удалить изразцовые печи, чтобы получить больше площади внутри. Билял Канеев предупреждал строителей, что памятник уродовать нельзя. В итоге его перестали подпускать к дому, натравливали на защитника старины собак. Но печи все же оставили. Нынешние владельцы идут на сотрудничество с работниками музея.
Бизнесмены из крестьян
Торговлей хлебом занимались также мелкие скупщики. «В пореформенное время из крестьянства выросло целое поколение предпринимателей, - говорит Владимир Ермаков. - Ведь стало неважно, кто ты: купец, крестьянин. После отмены крепостного права была дана большая свобода, можно было стать богатым человеком».
«Бизнесменом из крестьян» был Григорий Тихонович Борисов из Мысовых Челнов. «Такие скупщики не могли соревноваться с торговыми домами. Борисов не имел ни пароходов, ни барж. Поэтому как действовали крестьяне: здесь в сентябре по 50 копеек за пуд закупали зерно на хлебной бирже. К марту цена поднималась до 70 копеек. Перекупщики продавали хлеб крупным скупщикам. Их задачей было сберечь его». При таких объемах не имело смысла нанимать людей, справлялись сами: содержали зерно в сухости, проветривали. Зато у крупных купцов были построены в Челнах целые комплексы по обработке и переработке зерна.
Элеватор: грабеж и пожар
В десятых годах XX века в Набережных Челнах начали строить элеватор. Помощником заведующего, а с 20 по 26-й год заведующим там служил Михаил Васильевич Дивавин. Чем интересен этот человек? Тем, что дважды спас элеватор. «В 20-22 годах вернул демонтированное и увезенное в годы гражданской войны оборудование, - рассказывает Билял Канеев. - Отступая, части Колчака и чехословацкого корпуса не хотели, чтобы стратегически важный объект доставался новой власти, поэтому увезли с собой оборудование. И оставили где-то по дороге. Дивавин его вернул, доукомплектовал. Именно при нем элеватор был достроен, при его участии построен железобетонный мост через Челнинку длиной 37 метров. В 1923-м на пятом этаже элеватора начался пожар, Дивавин сам кинулся тушить его из брандспойта, в самом дыму без перерыва тушил огонь».
Когда руководство решило назначить челнинского заведующего в уфимское управление элеваторами, местные власти не захотели расставаться с опытным сотрудником. Даже простые работники писали ходатайства и заявления с просьбой оставить его. Удержать в Челнах Дивавина все же не удалось. Спустя полвека в Набережные Челны приедет внучка Дивавина, Ирина Донская. Сюда ее командирует обком КПСС, и она, оставив в Казани мужа с ребенком, будет работать в строящемся городе три года секретарем горкома.
После всего
Как закончилась жизнь «людей хлеба»? Какие следы их деятельности остались в городе?
Никакие заслуги не спасли Дивавина в начале 30-х. Он был репрессирован, выслан в Архангельскую область. Скончался в 1944 году в Казани.
Сохранились медресе и мечеть, построенные Хальфиными в своей деревне. Потомок династии Азат Закиев возглавляет фирму «Иншаат», в активах которой значатся бетонный завод, производственная база и торговый центр «Алтын Ай».
О судьбе Борисова ничего не известно. «Из торговцев многие ушли с белыми, - говорит Владимир Ермаков. - Кто-то погиб, в эмиграцию подался. Около половины потом вернулись сюда после Гражданской войны. Про них знали, что они были в Белой армии, но поначалу я бы не сказал, что были преследования. В худшем случае – лишение избирательных прав. Также человек не имел права вступать в кооперативные артели, не мог становиться руководителем учреждений. Так было до 30-х. А потом, конечно, всем припомнили».
Ольга Арминен, arminen@chelnyltd.ru
P.S. Благодарим Музей истории города Набережные Челны, в лице зам. дир. по развитию Венеры Георгиевны Юсуповой, за предоставленные фотографии