Как работают аналитики "КАМАЗа"?
Окончание интервью с руководителем аналитической службы автогиганта Борисом Морозовым. В нем он рассказывает о том, каким образом организована работа этого подразделения автогиганта в Набережных Челнах.
- Что из себя представляет ваша Аналитическая служба? Сколько в ней человек?
- Нас всего пятеро. У нас огромная проблема в том, что к нам нельзя прийти со школьной скамьи, какой бы природный потенциал и образование у кандидата не сложились. Требуется колоссальный жизненный опыт, практика. Например, у нас в требовании к должности записано, что специалист должен преподавать в ВУЗе. Если ты не знаешь основ физики, химии, биологии, ты не можешь анализировать проекты – очень они разные. Нужен энциклопедизм, а таких людей сейчас не делают. И застыть нельзя, все наши очень много читают, пишут, следят за новинками. Мы, с одной стороны, экспертируем все, что на «КАМАЗе» здравого придумывается. Специальную методику экспертизы разработали, где по 12 основаниям смотрим, как избавить проект от недостатков и усилить. Для проверки пересчитываем свой вклад ежегодно и радуемся, что спасаем миллиарды от бессмысленной растраты или находим возможности заработать дополнительную прибыль. Плюс к этому мы физически сами тащим несколько проектов. Например, "Каматейнер" или роболазерную технологию. Приходится работать и как инженерам, и как организаторам.
С другой стороны, мы еще за миром приглядываем - куда он идет. Делаем для генералитета ПАО "КАМАЗ" еженедельные новости – ищем важное, выжимаем, прессуем в несколько строк политику, экономику, технологию.
- У вас есть для этого специальное программное обеспечение, которое помогает отслеживать и анализировать огромный информационный поток?
- Нет, традиционное программное обеспечение вас за деньги снабжает повышенным количеством информационного мусора, а не повышенным количеством знаний. Путь между информацией и знаниями - это самое трудное. Понимание по ключевым словам не находится. Поэтому у нас сложился свой перечень интересных источников. Но самое главное - мы умеем очень быстро находить ключевые события, которые, может, даже корреспондент неправильно понял или перевел. Приходится не просто вылавливать текст, но и подправлять его, потому что иногда профессионалы, которые его написали, не вполне поняли суть. Вариант «за что купил…» здесь не проходит.
- На что у сотрудников Аналитической службы уходит большая часть рабочего времени? На сидение за компьютером, анализ или какие-то практические разработки?
- Больше всего, наверное, на то, чтобы разбираться с текстами, выискивать в них идеи, концепции и пути улучшения. Называется-то аналитической работой, а фактически деятельность в основном проектно-синтетическая. Мы не столько прошлое редуцируем, сколько изобретаем и строим будущее, лучшее из возможных.
- Но это больше на уровне каких-то умственных процессов, а не физических действий?
- Почему? Японцы придумали такое словечко - гемба, которое обозначает поход в реальные места производства - в цех, к автомобилю, который перегружает груз и т.д. Вот это наше правило - зайти в гущу процесса самому, со всем разобраться, измерить, понять, что и как происходит и сказать, что надо, чтобы в 10 раз сделать лучше.
- Все передовые тенденции отслеживаете?
- Не только тенденции, но и ситуации, обстоятельства. В мире же творятся чудовищные вещи сейчас. Исчезла вся ростовая модель экономики, которая работала с послевоенных времен, когда надо было все время расти и проценты добавлять. Она полностью выработала себя. Как я уже говорил, в Америке, Японии, Европе роста нет. То есть растут отдельные сектора, например, медицина для стариков растет, все остальное - деградирует. Поэтому мир на грани катастрофического слома, в «точке бифуркации». Здесь, с одной стороны открываются чудовищные перспективы. А с другой стороны для нас они - блестящие. Потому что мы, как обычно в России, немного припоздали попасть в том числе и в эту "помойку". Мы сейчас можем на повороте свернуть и недорого выстроить у себя новую индустрию – «4.0».
Если взглянуть в историю, сначала была эпоха мельниц и пара, потом электромашинная – конвейеры и автоматические линии, с 70-х – контроллеры и роботы. Сейчас подходит четвертая волна, когда кибер-физические заводики будут компактные, очень гибкие, между собой 3D-принтеры будут общаться, развиваться и о человеке заботиться. Уже не надо будет строить гигантский завод и вагонами развозить по всему миру типовую продукцию. А так, условно говоря, в каждой деревне, в каждой семье поставят шкафчик, который по мере необходимости будет делать фотоаппарат, часы, ботинки... Но это уже будет индустрия «5.0». А индустрия «4.0» - маленькие высокопроизводительные гибкие производства, работающие малыми партиями или под заказ. Вот нам и в городе Набережные Челны нужен такой прорыв.
Мы сейчас близко к этому стоим, к тому, чтобы у себя начать. Мы же передовой Камский кластер создали, теперь машиностроительный, IT-парк красивый, Центры прототипирования и т.д. Вот поэтому задача сейчас – как можно больше таких эффективных технологий найти и в Челны затащить, освоить и при их помощи дать людям гораздо более широкую гамму продуктов, а не только грузовики.
#новостичелнылтд #набережныечелны #камаз #грузовики