Известный урбанист Свят Мурунов - об уникальности Челнов, местных жителях и проблемах города
Сегодня в культурно-образовательной платформе «Метро» известный российский эксперт по городским сообществам Свят Мурунов провел воркшоп для жителей города. Воркшоп – это мероприятие, в котором люди обучаются благодаря совместной активной работе.
Первое задание, которое дал лектор пришедшим на встречу участникам, – выйти в город и сделать около 200 фотографий. В объектив должны были попасть уникальные челнинские объекты, визуальные образы (граффити, настенные надписи) и городские аномалии (например, нехарактерные для местности постройки). Урбанист попросил собравшихся выделить из накопленного материала положительные и отрицательные моменты. Из негатива чаще всего встречались загаженные подъезды, обилие мусора, скабрезные надписи, разбитые дорожки, ужасающий ЖЭК-арт («бетонное нечто»). Хотя зафиксировали и радующие глаз детали - это, прежде всего, уютные скверы и аллеи, ухоженные внутридомовые дворики. Сам Мурунов во время похода пытался найти в визуальном пространстве Челнов слово «счастье», но местные вывески и надписи пестрели только «деньгами» и «рублями»…
Вал идей предложили участники встречи, когда Мурунов попросил их придумать оригинальные городские мероприятия, исходя из выявленных ими местных проблем: передвижная столярная мастерская, выставка стрит-арта в подземных переходах, организация семейных театров и многое другое. Возможно, что часть этих идей будет реализована силами руководителей культурно-образовательной платформы. Вручную была создана карта Нового города, где цветными стикерами отметили места обитания интересных людей, важные культурные точки.
После насыщенной практической части Свят Мурунов поделился краткими выводами, которые он сделал по итогам исследования автограда. В течение двух месяцев урбанисты проводили интервью с жителями, изучали историю местности и ее внешний облик. По словам Мурунова, Набережные Челны – уникальный город России. Прежде всего это выражается в его градостроительной истории:
«Очень небольшая историческая часть города находится на периферии, жизнь в ней не кипит. Это довольно странно и нетипично для городов. Удивило строение комплексов, которые представляют собой замкнутые, автономные пространства. По сути, это город в городе. Это советский подход, когда в одном месте находятся детские сады, школы, магазины и больницы. С одной стороны это плюс, с другой стороны – связность между комплексами в плачевном состоянии, особенно это касается пешеходных переходов. Город развивается неравномерно - в центре можно встретить заброшенные, неухоженные постройки, а на периферии благоустроенные здания.
Поселок ГЭС выглядит на порядок хуже других районов: больше маргинального населения, мусора, недостаток культурной жизни. Отрицательно сказываются на облике и неработающие фонтаны. В Новом городе есть прекрасная Набережная, но она резко заканчивается и отсутствует транспортная доступность. Заметно, что жизнь в вашем городе стремится к реке, где расположены много интересных мест. Одна из привлекательных особенностей Челнов – скульптуры Ильдара Ханова. Эксперты, которым я показывал их фотографии, говорят, что это сделано на высоком международном уровне. Только уже на основе этих скульптур, можно строить туристическую составляющую города. Вам вообще нужно поработать над сувенирной продукцией, то, что я видел – это страх и трепет. Город обладает богатой советской историей и искусством, но этим потенциалом почему-то у вас не пользуются. Неприятно поразил избыток отталкивающей гигантской наружной рекламы, что связано с широкими проспектами. Нас также удивило, что в ваших вывесках не присутствует слово КАМАЗ», хотя это градообразующее предприятие. Большой плюс города – он очень зеленый, в нем многом деревьев, но при этом много пустых, неиспользованных пространств. Из-за этого выпадает большая нагрузка на власти в плане обслуживания города».
Мурунов рассказал также о большом разрыве между Старой и Новой частью Челнов, отсутствии центра города, влиянии бизнеса на городскую среду и многообразии культурных сообществ. Подробнее об этом вы можете прочитать в одной из наших предыдущих публикаций.
По мнению Мурунова, градостроительная история повлияла на облик челнинцев, их ментальность и самоощущение:
«Бросилось в глаза, что жители Челнов активно себя идентифицируют с городом. Но не понравилось, что многие представители бизнеса и администрации постоянно себя сравнивают с Казанью. Нам также показалось, что Набережные Челны – это самый толерантный город в Татарстане, очень светское, мультикультурное поселение.
В краеведческом музее наткнулись на плакаты бригад строителей «КАМАЗа», состязавшихся друг с другом. В них явно чувствуется соревновательных дух активных, молодых людей. Из-за этого сформировались крепкие горизонтальные связи между людьми, возникли замкнутые неформальные сообщества. Это сыграло с вами злую шутку в 90-е годы, когда появились крупные преступные группировки. То есть здесь жили активные люди, которые друг друга хорошо знали, оказавшиеся при этом в тяжелых жизненных условиях. Из-за появившейся агрессии, свою активность они направили не в то русло.
У вас большая миграция внутри самого города. Человек может жить в одном комплексе, но если у него что-то не получилось, то он просто переезжает в другую часть города и начинает там новую жизнь. Благодаря этому большое количество интересных людей остались в Челнах, не переехав в другие места.
Конечно, одна из интереснейших особенностей – цифровое кодирование комплексов. Это создает свой особый кодовый язык, позволяющий различать чужаков и приезжих. И это можно использовать в бизнесе.
Вспоминается интересная история, которую узнали в городе. Мы провели интервью с тридцатью бомжами – выяснилось, что все они бывшие работники «КАМАЗа», очень злые на завод. Нам показалось очень странным, что маргиналы связывают свои жизненные неудачи с градообразующим предприятием. Это ваша большая проблема, которую нужно решать».
Увлекательная многочасовая лекция не оставила в зале равнодушных участников. У некоторых даже появилось вдохновение на собственные проекты. В планах - создание на базе «Метро» постоянной школы урбанистики, которая занималась бы изучением проблем нашего города и способов их решения.