Физруки
Для одних из нас в молодости уроки физкультуры были отдушиной после умственного напряжения, для других тяжелой повинностью: кроссы, подтягивания, прыжки через ненавистного «козла». Так что образ физрука у каждого свой.
В Челнах физруки-мужчины встречаются редко. Но еще большая редкость, когда в спортзале бок о бок трудятся супруги. Чета Зиятдиновых работает в 32-й школе уже более 20 лет. Их воспитанники побеждают на Всероссийских и республиканских олимпиадах, успешно выступают на соревнованиях.
Ринат Инфирович пришел в школу по распределению из ВУЗа, где активно занимался легкой атлетикой. Потом ушел в армию. После службы вернулся в школу, которой проработал уже 28 лет. Здесь же он встретил молодую коллегу, впоследствии ставшую ему женой.
- До работы в школе я тренировалась в школе олимпийского резерва в Москве, но оказалась в Челнах, полюбила татарина и решила остаться, - рассказывает Елена Альбертовна. На муже материально-техническое обеспечение зала, а Елена Альбертовна занимается методиками уроков. Так же помогая и дополняя друг друга, супруги отвечают на вопросы корреспондента "Челны ЛТД"
- Приходилось восстанавливать свой авторитет среди учеников?
Ринат Инфирович: - Это было в 90-е. В одном из старших классов была группа хулиганов, которым остальные в рот смотрели. Во время урока я дал задание выполнить «подъем-переворот». Самый авторитетный из ребят спросил: а сами-то можете сделать? А я всегда вместе с учениками выполняю упражнения. Был последний шестой урок, сильно устал, в общем, ничего у меня в тот раз не получилось. Раздался хохот.
Тогда я пообещал, что завтра сделаю 10 раз это упражнение, хотя норматив для одиннадцатых классов – 3 раза. Никто не поверил. На следующий день пришел в школу пораньше, размялся, вышел и 15 раз сделал подъем с переворотом. Ребята решили, что вчера я их разыграл.
- Практически в каждом классе есть ученики, которым физкультура дается тяжело. Они приходят последними, не умеют подтягиваться, а занятия рассматривают как наказание. С ними Вы отдельно занимаетесь?
Ринат Инфирович: - Мы отошли от того, чтобы ставить оценки строго по нормативам. Раньше было как – пробежал на «тройку», ее и получишь в журнал. Мне кажется, это неправильно. Для нас самое важное, чтобы ребята занимались и могли чему-то научиться.
Елена Альбертовна: - У нас нет аутсайдеров. Была одна полненькая девочка, которая посещала занятия, но стеснялась из-за комплекции ходить на волейбол после уроков. Стояла вечерами возле школы, смотрела, не решаясь зайти. Я ее за руку привела в спортзал. Сейчас она играет за сборную города, ее приглашают в Казань. Нынешние подростки, к слову, проще относятся к своей полноте. Да и на уроках почти всегда доброжелательная атмосфера.
- Есть мнение, что дети стали слабее физически, чем пару лет назад...
Елена Альбертовна: - Так и есть. Иногда кажется, что у детей не кости, а хрящики какие-то. Могут на ровном месте ногу подвернуть.
Ринат Инфирович: - Если раньше наш ученик метал на военно-полевых сборах гранату на 53 метра, то сейчас максимум 45. И другие показатели с каждым годом становятся все хуже. Думаю, дело в излишней компьютеризации.
Елена Альбертовна: - Времени на занятия спортом у них нет. Спрашиваю у шестиклашек: как вы проводите время после школы? Говорят, что быстро делают уроки и уходят в соцсети. Тяжело вытягивать детей в спортзал. И это заставляет искать новые способы привлечения внимания. «Двойками» уже никого не напугаешь.
Ринат Инфирович: - Мы, например, добились того, чтобы в нашей школы проводились крупные городские соревнования по волейболу. Дети смотрели, втягивались, и сейчас у нас волейбольный бум.
- Следите за судьбой своих учеников?
Ринат Инфирович: - Они сами к нам постоянно приходят. Среди воспитанников есть мастер спорта международного класса по дзюдо. Ребята выступают за сборные вузов.
Елена Альбертовна: - Наши бывшие ученики становятся родителями, теперь их дети занимаются у нас.
- Не хотелось сменить профессию, ведь работа учителя не самая оплачиваемая?
- Ринат Инфирович: Пару лет назад я уходил в управление образования, где работал специалистом и курировал физкультуру. Но долго там находиться не мог. Стоило представить, сколько бумаг меня сегодня ждет, и сразу портилось настроение. Несколько раз писал заявление об уходе, но меня постоянно отговаривали. Все-таки мне удалось их убедить, что я полезнее в спортзале.
Елена Альбертовна: - Мы хорошо зарабатываем. Но хотелось бы сказать про другое. Я работаю руководителем практики при академии физической культуры. И знаете, единицы готовы стать преподавателями. Из группы в 30 человек можно выделить 1-2 ребят, из которых могут получиться хорошие специалисты. И когда они приходят на практику, то у многих возникает вопрос – а нужна ли мне эта профессия? Работа учителя физкультуры очень объемная. Поэтому далеко не все студенты идут после вуза преподавать в школу.
Пришел к нам как-то молодой учитель, так он все уроки проводил, сидя на стульчике. Где-то недосмотрел, и ребенок может получить серьезную травму.
- На уроках физкультуры ученики по своей шалости могут набить шишки, а в ответе за все учитель. Как справляетесь с этой ответственностью?
Елена Альбертовна: - Была ситуация, когда вроде размяли ребенка, но он подвернул ногу во время бега. Начались разбирательства, звонки и жалобы. Или обучаешь подаче мяча. Если неправильно поставить палец, то можно получить синяк. Объясняешь, но кто-нибудь все равно сделает по-своему. Приходит одна из родительниц и жалуется, что после нашего урока у ее ребенка появился синяк.
Травма травме рознь. Если мы не обеспечили условия для занятий, не донесли до учеников технику выполнения, то мы несем ответственность. Но есть травмы, полученные на ровном месте или из-за того, что дети балуются. Нам даже пришлось отказаться от некоторых упражнений и снарядов, например, «козла». И такие вещи происходят во всех школах.