Дети - аутисты пойдут к «обычным» детям
Набережные Челны могут стать четвертым российским городом, в котором появится ресурсный класс по модели инклюзии детей с признаками аутизма (РАС) в школьную среду. Такие классы есть в двух школах Москвы (на фото), в Воронеже и Белгороде.
Этого добились родители детей с аутизмом из организации «Особый Мир» и исполнительный директор Центра лечебной педагогики «Чудо-дети» Ася Кислова. Очень часто таким детям мамы и папы сами ставят диагноз, но к врачу-психиатру не идут. В ПНД официально наблюдают более 3100 детей разного возраста с различными, в том числе и ментальными, расстройствами. Редакция «Челны ЛТД» задала Асе Исааковне свои вопросы.
- Почему таким детям не подходят обычные коррекционные школы?
- Их очень сложно подогнать под стандарты, по которым обучаются ребята с другими отклонениями в развитии (задержка развития, слабослышащие и слабовидящие). У аутистов есть особенности поведения. Например, у ребенка может быть блестяще развита память, но он не может говорить, внимание рассеяно и нарушена сенсорная чувствительность тела.
- Что представляет собой ресурсный класс?
- Его открывают в обычной школе. Создается комната, поделенная на две зоны: учебную и сенсорную. В классе не более 5 детей. Во время учебы и отдыха каждого сопровождает ресурсный педагог и тьютор, которые помогают ему адаптироваться к учебному процессу, усвоить материал. А во время сенсорного сбоя «выравнивают» своего ученика с помощью спецупражнений. На ИЗО, физкультуры, музыки и труда аутичных детей приводят в учебный класс к здоровым первоклашкам. Чтобы они вместе рисовали, слушали музыку, делали гимнастику.
В определенное время, когда ребенок, например, выучил букву А, его ненадолго приводят в обычный класс, где специально для него все учащиеся повторяют этот урок вместе. Особенностью аутизма является дефицит социализации и общения. Для ребят с таким диагнозом домашнее обучение – не выход, потому что они в первую очередь должны быть социально интегрированы.
- Вы уже нашли, в какой школе создавать такой класс?
- Да, но пока не будем упоминать ее номер. У нас есть договоренность с директором. Там уже выделили помещение. Директора я знаю давно, она не боится экспериментировать. Еще один плюс в том, что эта школа не переполнена детьми, в ней учатся только дети начальных классов.
- Какие деньги понадобятся для проекта?
- Опыт московских школ показал, что один год обучения 5 учеников обходится в 6 миллионов рублей. В нашем городе эта сумма будет меньше. Первое, что нужно профинансировать – обучение специалистов. Этим займется команда из Москвы, она будет приезжать в наш город для проведения мастер-классов. Мы сейчас ищем 500 тысяч рублей для этого. Нужны средства для ремонта в классе. Достаточно больших вложений требует кабинет для сенсорной разгрузки.
У нас есть поддержка со стороны горисполкома в лице Рамиля Халимова. Сейчас главный вопрос, где найти деньги. Попытки инициаторов найти грант под этот проект не увенчались успехом. Они сейчас надеются на корпоративные и индивидуальные пожертвования.