Что будет с ВУЗами, чтением и детьми?
В Набережных Челнах побывал Ян Ваславский, наш земляк, доцент МГИМО, кандидат политических наук. На встрече с бизнесменами города представитель ведущего вуза страны рассказал о своем взгляде на современное образование.
***
Есть две ужасные ошибки, которые могут совершить родители. Первая - совсем забросить ребенка. Вторая крайность: отдать ребенка няням, гувернерам, отправить во все возможные секции и кружки. Такой ребенок вечером приходит домой с одной мечтой - поспать. И бросает увлечения не потому, что остыл к ним, а потому что его все достало. Важнее увидеть таланты и умения ребенка. И это не просто деление технарьгуманитарий. Может, это будет тяга к музыке, к языкам. Если ребенок хорошо запоминает графику, он легко выучит арабский.
***
Молодежь хуже стала знать язык. Я преподаю с 2005 года и заметил определенный "провал" в уровне студентов. Процент ребят, которые делали много ошибок, оказался достаточно высок. Мы стали интересоваться, как такие люди попали в МГИМО. Оказалось, это общая ситуация в стране: люди стали менее начитаны. Государство должно найти побудительные мотивы чтобы дети читали. Книги, которые заложены в школьную программу, закладывают уровень, дают знания о истории, помогают человеку определяться. Заставлять детей читать все, что есть в русской классике - перебор, но и вводить новое надо осторожно. Между прочим, до сих пор не было масштабной общественной дискуссии на эту тему, чтобы жители страны могли обсудить, что должны читать их дети. При наличии такой площадки, как интернет, это легко сделать.
***
К нам нередко приходят ребята из республик Кавказа, у которых по русскому и 101 балл, и 110 баллов. Это не проблема образования. Это следствие коррупции в стране. А ее при желании можно решить. Сто лет назад самой коррумпированой страной в мире была Великобритания, а лет 50-60 - Штаты.
***
Бизнес в любой стране недоволен подготовкой студентов. Пора признать, что готовый специалист из вуза не может выйти, ему нужен опыт. Бизнес должен идти в университеты, искать варианты сотрудничества, а не ждать готовый продукт. Преподаватель не всегда имеет возможность успевать за практическими трендами.
Думаю, университеты в классическом виде скоро перестанут существовать. Они обязаны будут сочетать функции лабораторий, исследовательских и экспертных центров.