Чем Набережные Челны могут привлечь туристов?
Гостями 167-го «еженедельного делового обеда» в Набережных Челнах стали руководители республиканского госкомитета по туризму. Его председатель Сергей Иванов привел данные за 2014 год: общее количество туристов, посетивших Татарстан, составило 2.5 миллиона человек. Значительная доля приходится на Казань – 1 миллион 750 тысяч. Остальных привлекают Елабуга, Булгар, Свияжск, Лаишевский и Верхнеуслонский районы.
- К сожалению, Набережные Челны или Нижнекамский район не участвуют полноценно в развитии туристической отрасли в республике, - сказал Сергей Иванов. – Я не имею в виду какие-то базы или дома отдыха, которые у вас есть. Речь идет об обслуживании въездного туристического потока. Ведем сейчас переговоры с «КАМАЗом», наверняка найдутся желающие посещать заводы автогиганта. Мы заинтересованы в том, чтобы в Татарстан прибывало как можно больше гостей не только из наших регионов, но и других стран. Сейчас 85% приезжающих к нам путешественников – россияне. Мы хотим привлекать туристов из Китая, это сейчас страна №1 по количеству выезжающих граждан. В прошлом году их только в Россию приехало около миллиона человек. Наша стратегическая задача - чтобы они приезжали в Татарстан хотя бы на 2-3 дня».
Представители госкомитета презентовали проект «Пять ветров», который предполагает развитие туристической инфраструктуры на берегах Волги и Камы: «У нас огромные водные просторы, которыми может похвастаться далеко не каждый регион в России. Однако тянуть коммуникации ради двух-трех домов для отдыха невыгодно. Необходим комплексный подход. Мы должны продвигать идею под одной концепцией, не конкурируя друг с другом, иначе мы не покроем расходы».
Помимо Казани, специалисты назвали еще четыре большие площадки, где будут создаваться объекты для массового отдыха: Нариман (Верхнеуслонский район), Рыбная Слобода, Камское Устье, Великий Булгар. Строить будут в рамках федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации до 2018 года».
В акваториях планируют возводить отели, яхт-клубы, банные комплексы, круглогодичные пункты по прокату гидроциклов и снегоходов, туристические фермы по выращиванию смородины, клубники, малины.
Государство сейчас пытается привлечь инвесторов. Оно готово взять на себя 30% расходов (на дороги, газ, свет), а также обещает создать упрощенные условия при оформлении документов. Поэтому бизнесменам предложили вкладывать свои накопления «в перспективное и выгодное дело».
- Но почему в ваших проектах нет нашего города? – задали вопросы челнинцы, присутствовавшие на «деловом обеде». – У нас же есть туристический потенциал! Большая набережная зона, национальный парк «Нижняя Кама»…
- Честно говоря, мы пока не понимаем, за счет чего сюда можно везти туристов, за исключением «КАМАЗа», - ответил Сергей Иванов. – Сегодня на встрече присутствует много предпринимателей, туроператоров. Мы можем встретиться с вами и обсудить этот вопрос за «круглым столом». Аналогичные встречи были в Нижнекамске, но мы пока не нашли там явных точек для роста.
- А почему мы бы в наших краях не развивать кемпинги? – прозвучал вопрос.
- Кемпинг – это отдых для владельцев автодомов, который очень развит, к примеру, в Америке. У нас в республике таких домов на колесах не более 10. И для них нет оборудованных стоянок, с подключением воды и слива канализации.
По словам Сергея Иванова, для привлечения гостей необходимо также перестроить систему подготовки кадров, связанную с туриндустрией: «К сожалению, наши ВУЗы не хотят или не могут это сделать. Необходимо, чтобы студенты во время каждого семестра два месяца учились теории и два месяца проходили практику. Тогда это интересно туристическим компаниям. На деле он проходит практику в какой-нибудь гостинице лишь две недели. И получает только поверхностное понимание о том, что там происходит. В такого человека никто не вкладывает, владельцам отелей легче набрать персонал на постоянной основе.
Ректоры говорят, мол, за что мы тогда преподавателям будем платить, если они на два месяца останутся без работы, пока студенты проходят практику? В результате выпускники за ненадобностью уходят в продавцы или в косметологи».
Ленар БАТЫРШИН