Как родители вырастили челнинского вундеркинда
В каждой школе есть выпускники, которые запомнились школе выдающимися способностями. В 78-ой гимназии Набережных Челнов помнят о Виталии Вавилове (выпуск 2000-го года). Его история лишний раз доказывает: судьба ученика – даже гениального - во многом зависит от созданных условий, от учителя.
В первом классе не учился
«Сын рано потянулся к знаниям. В пять лет он умел читать, считать. В первом классе (10-я школа) после первой четверти ему стало неинтересно. Я перепугалась, начала листать учебники, спрашивать не только пройденный материал, но и тот, который еще не изучали. Выяснилось: Виталий знает всю программу первого класса. Я предложила ему перейти во второй класс – он обрадовался. Новая учительница, оценив его знания, пошла нам на встречу. Сын уже через месяц всех догнал, и к концу учебного года по успеваемости был вторым учеником в классе, а по некоторым предметам - первым», - рассказывает Людмила Васильевна, мама Виталия. Она признается, что сыном в семье особенно не занимались. В 90-годы люди, чтобы выжить, вертелись, как могли. Людмила Васильевна кроме работы на почте торговала еще и на рынке. Отец тоже был занят. В средних классах у Виталия ( 12 школа) начали появляться тройки. Парнишка расслабился, потерял интерес к учебе – на домашние задания уходило всего 15 минут. Мать поняла: парню нужна другая школа.
На дне рождения играл в шахматы
«К нам Виталия в девятый класс привели с тройками, но на тестовые вопросы он ответил замечательно, - рассказывает Ольга Борисовна Осянина, бывшая классная руководительница известного выпускника. – Первую двойку, обучаясь в физико-математическом классе, получил по физике. Но уже к концу года по этому предмету стал победителем городской олимпиады. Новичок быстро нашел общий язык с одноклассниками. Не пропускал ни одного классного мероприятия. Любил играть в шахматы – даже у кого-нибудь на дне рождения. Но, наш гений совсем не умел рисовать — и это удивляло. Много читал дополнительную литературу, особенно по точным наукам. Нередко учителям предлагал более интересные решения задач. Анна Семеновна (математик) признавалась в том, что углубленный материал освоила благодаря Виталию. Мы на такого ребенка не дышали. Создавали все условия для того, чтобы его интерес к учебе максимально оправдывался. В старших классах он уже занимал первые места в республиканских и всероссийских олимпиадах. В 11-ом стал вторым на международной олимпиаде (в Англии) по физике. Такого результата в Челнах не было никогда, и его пока еще не повторили». По словам Ольги Борисовны, Виталию повезло с учительницей физики - Фирдаус Миннуловной Бакировой. Она, по словам ее коллег, была необычной: «какая- то летящая, говорила с сильным татарским акцентом». Из-за этого некоторые ее даже не понимали. Но в ней был талант разглядеть в учениках способности и довести их до совершенства. Сейчас она работает в Сабинском районе. И даже там, в деревенской школе, ей удается растить победителей республиканских и всероссийских олимпиад.
«Я ничем не отличался от других»
«Я ничем не отличался от других, - рассказывает Виталий. – Однажды с соседом по двору из любопытства разбил камнем окно в магазине – хотелось узнать, поймают нас или нет. Не поймали. За домашними уроками долго сидел только тогда, когда надо было догнать одноклассников. Предметы для меня всегда делились на две группы - особо интересные (математика, физика) и не очень. Двойки получал, но их можно пересчитать по пальцам. С уроков сбегал, но не в лицее. В лицее пользовался «административным» ресурсом – в основном, отпрашивался с «татарского», чтобы готовиться к олимпиадам. Тогда приходилось много работать, спал по четыре-шесть часов в сутки. После результатов по олимпиадам начала развиваться звездная болезнь, которая усугубилась в математическом лагере. Там мы с моими товарищами чувствовали себя королями - не ходили на уроки, и все равно занимали первые места. Ольга Борисовна заметила, подошла на перемене и прямо сказала: «Виталик ты начал зазнаваться». С гордыней боролся, глядя на тех, кто опережал меня в олимпиадах. Я понял: совершенству нет предела, и мне до некоторых тянуться и тянуться. После второго курса в Московском физико-техническом институте, трезво оценил ситуацию: если серьезно заниматься наукой, надо уезжать из России. А мне не хотелось. На третьем курсе я уже увлекся бизнесом».
Сейчас наш герой вместе с семьей (жена, сын, дочь) живет и работает в Москве, в консалтинговой компании Strategy Partners Group, входящей в группу компаний ОАО «Сбербанк России». В компании работают более 100 профессионалов из 8 стран. Наш земляк, занимая высшую должность - партнер - имеет достойную зарплату, квартиру и мечтает о том, чтобы его детям повезло с учителями так же, как ему. Сам же он старается в воспитании быть похожим на маму – она умела незаметно подвести сына к правильному самостоятельному решению.
Ирина СИВКОВА