Аутисты в Набережных Челнах смогут ходить в детские сады и школы
«Родители наших подопечных хотели, чтобы они посещали обычные детские сады и школы, - рассказывает исполнительный директор ЦЛП «Чудо-Дети» Ася Кислова. - Закон об образовании дает такое право, но только при индивидуальном сопровождении этих детей тьюторами и согласовании с администрацией детсада или школы. Встал вопрос, где взять тьюторов. Я уже почти 10 лет преподаю на факультете педагогики и психологи в НИСПТР и подумала, что можно обучать при ЦЛП студентов начальных курсов из этого института. На протяжении пяти месяцев я читала десяти студенткам курс по психолого-педагогической коррекции и о клинических проявлениях детей с теми или иными отклонениями в развитии».
В то же время студентки НИСПТР получали практические навыки, выступая в роли волонтеров-педагогов в ЦЛП: они участвовали в занятиях с детьми с аутизмом, синдромом Дауна и другими расстройствами развития. С сентября Ася Исааковна планирует создать на базе НИСПТР трудовой отряд студентов первых и вторых курсов, которые смогут потом сопровождать детей с ограниченными возможностями в учебных учреждениях.
Две студентки НИСПТР уже работают в качестве тьюторов. Первопроходцем стала 17-летняя Валерия Березина. Родители Камиля Хайруллина, у которого диагностирован аутизм, пожелали, чтобы сын ходил в обычный детсад. Знакомство с 6-летним мальчиком Валерия начала в ноябре, а через месяц они уже начали посещать детсад «Батыр».
Его заведующая Альфида Фатхуллина отнеслась к просьбе родителей с пониманием. Единственное, что потребовалось Березиной - пройти медосмотр и принести из института характеристику. «Если раньше Камиль не мог усидеть на занятиях и пяти минут, то теперь может заниматься и до получаса, - говорит Валерия. – Также он отказывался есть, пить, убегал и прятался в угол. Теперь Камиль часто подходит к детям и наблюдает за ними, стал откликаться на мой голос и выполнять просьбы». Учитывая, что студентам-тьюторам нужно учиться во вторую смену, их подопечные могут быть в саду лишь до обеда. Но для ребят с аутизмом уже это большой шаг вперед.
Возможно, в будущем работа тьюторов будет оплачиваться за счет спонсорских, грантовых средств или госзаказа. А пока родители вынуждены платить за труд сопровождающих воспитателей сами.