"Горячая" точка БСМП
Театр начинается с вешалки, больница скорой медицинской помощи (БСМП) города Набережные Челны начинается с приемного покоя. Ежедневно здесь разыгрываются драмы и трагедии. Ежедневно сюда обращаются до 200 и более больных. Кого-то привозит скорая помощь, кто-то приходит сам. Причем врачи приемно-диагностического отделения отмечают, что нагрузки возрастают еще и из-за того, что многие так называемые самообращенцы предпочитают не идти в поликлиники, где часто бывают очереди, а идут в БСМП, зная, что их здесь обязательно примут и оперативно обслужат.
- Приемное отделение делится на экстренный блок и плановый, - рассказывает «Челны ЛТД» заведующая отделением Диана Курбангалеева. - Основной поток пациентов поступает в экстренный блок. Больных, которых доставила скорая помощь, на каталке сопровождают во второй зал, где ими занимаются медсестры - проводят диагностику и так далее. Если пациент пришел сам, то диспетчер определяет, какого врача вызвать. А в плановое отделение пациенты приходят по направлениям из поликлиник на плановую госпитализацию.
Основной поток обращений - в экстренный блок. И не только из Набережных Челнов, мы обслуживаем 13 близлежащих районов. Вот статистика только одного дня: общее количество находящихся в БСМП больных - 537, за сутки поступило 219 пациентов, из них 114 госпитализировано.
Работу здесь можно сравнить и с полем боя, и с нахождением в жерле вулкана: не знаешь точно, когда взорвется "бомба" или начнется "извержение". Опытный медперсонал уже знает, когда ждать наплыва пациентов. Пиковые дни - праздники. Или окончание огородного сезона. Пенсионеры отрываются от грядок, расслабляются, и все болячки проявляются сразу. Еще один пик - в гололед: в один февральский день всего за два часа было более 300 обращений.
- По заданию главврача мы проводили анализ обращений по дням недели, по часам и даже по фазам луны, - говорит старшая медсестра Луиза Карташова. И выяснилось - в один день идут больше ножевые ранения, в другой - апендициты или инфаркты. Все это с природой связано. Если полнолуние, то мы уже точно знаем, что будет много ДТП, много избитых и раненных. В ночное время идут астматики, инфарктники, с ножевыми ранениями. А в дневное - с острыми болями в животе, апендицитами и т.п. А сейчас граница между днем и ночью как-то стерлась. Люди гуляют и днем, и ночью. Сейчас много безработных, особенно молодежи. Едешь в 4 часа на работу, а на улице молодежи не меньше, чем днем.
Что касается чрезвычайных ситуаций, то их за последнее время было немного. Можно вспомнить взрыв в кафе поселка ГЭС, тогда 48 человек доставили. Или взрыв склада боеприпасов близ Агрыза, в удмуртском поселке Пушкино. На такие случаи у нас есть схема оповещения сотрудников. Бывают и другие экстренные случаи, когда приходится мобилизоваться всей смене. Например, нужна была экстренная помощь сразу трем поступившим одновременно пациентам с ножевыми ранениями. Мы их приняли, врачи осмотрели, переодели, побрили, подняли в операционную. И на все это ушло 7 минут.
О всех случаях обращений в БСМП пациентов, пострадавших в ДТП, с ножевыми или другими ранами криминального характера, с производственными травмами обязательно сообщается в полицию. А потом оттуда запрашивают медицинскую документацию для дальнейшего разбирательства. В отделениях полиции, кстати, ведется учет всех сообщений, поступивших через "03".
Иногда впору вызывать полицию и в БСМП, поскольку пациенты или их родственники бывают в неадекватном состоянии.
- Однажды наша санитарка получила сотрясение мозга, когда ее пьяный пациент ударил. И был ожог глаз, когда истеричная женщина брызнула в лицо медсестре силикатный клей. И даже под дулом пистолета стояли, когда в 90-х годах какие-то бандиты требовали, чтобы им быстрее сделали перевязку, - вспоминает Луиза Карташова. - Но всегда выходили из этих ситуаций с честью. И, кстати, никто из этих сотрудников не уволился, до сих пор работают.
- Полицию часто приходится вызывать?
- Раза по два в месяц. Но в последнее время в основном из-за повреждения оборудования. Вот пьяный пациент пнул стойку на ресепшен, а она дорогая. Ее уже два раза восстанавливали за счет дебоширов. Но чаще конфликты стараемся урегулировать на месте, люди все же не хотят доводить дело до суда. И на работу грубиянам приходилось звонить, потом они приходили и извинялись. Все подобные случаи мы разбираем: может, где-то мы что-то не так сделали, возможно, должны были как-то по-другому себя вести, чтобы не вызвать такую агрессию.
-
Вообще, у нас большое внимание уделяют обучению персонала, - говорит по этому поводу Диана Курбангалеева. - Я работаю здесь с января, и у нас уже проводилось три тренинга. Один из них как раз по конфликтологии, потому что мы действительно часто сталкиваемся с агрессивным поведением пациентов и их родственников.
Медсестры в приемном покое по себе знают, что такое «профессиональное выгорание». И не из-за напряженного режима работы, а как раз от неумения человека защитить себя в конфликтных ситуациях. Поэтому, если сотрудник на пределе, ему иногда нужно разряжаться. Поскольку комнаты эмоциональной разгрузки нет, да и нет на это времени, то хотя бы уйти в комнату для персонала и умыться - смыть водой отрицательную энергию. А то иногда так хочется снять белый халат и врезать грубияну, но нельзя…
- Сюда охотно идут на работу?
- У нас не хватает медсестер, в приемном отделении очень трудная работа. Вот, например, наша медсестра-координатор Ильсияр Фардиева за сутки принимает до 1700 звонков. Ей еще и самой приходится звонить. Она должна и по телефону отвечать, и успеть вызывать врача, отвечать пациентам, которые постоянно подходят, и сотрудникам скорой помощи, и своим коллегам. При этом нужно слышать и помнить, кто и что ей говорит. Это не каждый умеет.
Или взять медсестру в зале приема больных. У нее там человек 20, она должна про каждого все знать: кому и какой специалист нужен, какие процедуры пациент уже прошел, а какие еще нет. Не все выдерживают. У нас строго определено, какая медсестра какую замещает, если той нужно отойти на 15-20 минут, чтобы, например, перекусить. Поэтому у нас основной костяк работает по 20 с лишним лет. Это те, кто пришел в 80-90-е годы. И я сейчас переживаю, что молодежь уже не хочет в таком режиме работать.
На стойке у диспетчера в приемном покое лежат специальные бланки, где пациентам предлагается ответить на вопрос: "Что вам не нравится в работе приемного отделения?" Здесь пишут не только жалобы, но и благодарности. Вот один из отзывов: "У вас, как в кино!" Сейчас много фильмов о работе скорой помощи, есть с чем сравнивать.
Кстати, это "кино" снимают десятки видеокамер, которые установлены в залах. С ними, по словам Дианы Кубангалеевой, работать стало гораздо безопаснее. О том, что ведется видеосъемка, предупреждают надписи на табличках. И это сдерживает многих хамоватых пациентов, которые порой угрожают медперсоналу. Или видеозаписи помогают раскрыть кражи, например, раньше часто крали тонометры. Сейчас такого почти нет.
После реконструкции в БСМП появились и другие технические "навороты". В кабинете, где производится забор крови, анализы вкладываются в капсулу и отправляются по трубе пневмопочты в лабораторию, и точно также оттуда поступают результаты. Медсестрам уже не надо бегать по этажам - экономия времени и сил. На больных надеваются специальные браслеты с электронной памятью: белый браслет - плановым пациентам, зеленый - больным со средним состоянием, красные - тяжелым. И даже если пациент без сознания, можно сосканировать всю информацию о нем.
Но пока нет электронной базы данных, куда должна забиваться первичная документация, информация о больных, история их болезни. Компьютеры есть, но система пока не работает. Поэтому у завотделением стол завален кипами бумаг. Еще не в полной мере действует система ГЛОНАСС, через которую в режиме онлайн можно отслеживать, где и какие происшествия случились, а также смотреть за передвижением машин скорой помощи. Мы надеемся вскоре написать об этих новинках…
Сергей РОДАЧЕВ