Там, где знания не воруют
... Челнинские школьники считают нормой скачивать рефераты и сочинения из Интернета. Присваивать чей-то труд себе. Учителя не только закрывают на это глаза, но и ставят за воровство чужих мыслей пятерки. А потом жалуются, что дети не умеют говорить, размышлять, отстаивать свое мнение. «Дети не понимают тексты, которые читают», - горестно признается преподаватель литературы. В последние годы она присматривается к гимназии № 36 «Золотая горка»: «Там детей учат думать, там интересно».
Мы тоже убедились в этом сразу, как только разговорились с пятиклассницей Резедой Ризвановой. Она ждала маму, мы - директора. За 15 минут девочка рассказала о том, что ей интересно в учебе. «У меня много собственных открытий... Однажды нечаянно уронила банку с медом на траву. Я не расстроилась, ведь у меня появилась возможность для эксперимента. Через год трава на этом месте не выросла. Стала узнавать причину - проводить опыты, читать. И вот что выяснилось: из-за медовой пленки в землю не проходил воздух. Из-за этого в ней образовались соли. Эта земля будет непригодной долгие годы, пока она не смешается с другой».
Эксперименты в гимназии проводит практически КАЖДЫЙ ребенок. Здесь изначально отказались от традиции, когда учитель только рассказывает, а ученики только слушают. Педагоги «Золотой горки» выбрали систему развивающего обучения Эльконина - Давыдова. В ее основе - добывание знаний через собственную деятельность и интерес. Необязательно на уроках. «Однажды ко мне подошла мама с просьбой освободить от уроков сына, чтобы поехать в отпуск. Учебный год только начался, и мне, естественно, был неприятен такой разговор. Пока не узнала о том, что все лето семья принимала участие в исследованиях сына. Вместе со взрослыми он из головастиков выращивал лягушек - кормил, разговаривал, холил, фотографировал...»«Наши дети настоящие почемучки. Однажды во время профильной смены они не спали ради того, чтобы узнать: работают ли муравьи ночью? Как выяснилось - работают. После такого открытия ребятишки захотели узнать, что будет с теми, кто окажется в чужом муравейнике. Подопытных, обсыпанных для узнаваемости мукой, съели. К общему огорчению», - рассказывает Фирдаус Ивлева, директор гимназии.
В гимназии созданы условия для исследований на самом современном уровне, с цифровыми лабораториями. Детям открывают секреты вода, почва, воздух. С законом Архимеда они знакомятся не по учебнику, а из собственных опытов. Как-то пятиклассники, еще не изучая физики, сделали плот из пластиковых бутылок, рассчитав все его физические параметры. В качестве испытателей они пригласили директора школы и папу одного из авторов проекта…
Все закономерно - по итогам ЕГЭ «Золотая горка» входит в тройку сильнейших школ. В прошлом году по математике вышла на вторую позицию после 26-й гимназии. Когда-то здешний математик очень сомневался, что их дети смогут приблизиться к лидерам. Сейчас такой результат он считает закономерным, потому что учителя ежегодно обучаются у специалистов высочайшего класса. Дети тоже не варятся в собственном соку. Нынешний выпускник Тимур Гайсин получил премию президента России за работу «Гоголевские традиции в поэме Ерофеева «Москва-Петушки». Девятиклассник легко спорил со сверстниками сверстникам во время конференции: с одним о поэзии серебряного века, с другим - о роли Красной армии в революции, а с третьим дискутировал по проблеме Карибского кризиса.Выходит, талантливых учеников можно вырастить!
Зарплата здешних учителей меньше, чем в типовых школах, где больше учеников, а значит, больше часов. И тем не менее учителя «Золотой горки» работают с детьми, как мы заметили, не считаясь со временем. Начало восьмого, а в классах горит свет...
Почему так нельзя работать во всех городских школах?