На какие «грабли» наступают педагоги?
В последние годы начальник управления образования Рамиль Халимов говорит об отсутствии преемственности между образовательными учреждениями и их «звеньями». Но ежегодно воспитатели и учителя наступают на те же «грабли». Какие именно?
Специалисты «Центра психолого-медико-социального сопровождения №85» проверили готовность тех детсадовцев, кто по желанию родителей должен сесть за парту в лицее или гимназии. Выяснилось, что у этих детей маленький объем словарного запаса. По этой причине им сложно правильно «строить» предложения, анализировать, логически мыслить и делать выводы. Но многие умеют хорошо читать, хотя дошкольные учреждения - по госстандарту - не обязаны учить этому.
Психологи обеспокоены тем, что дети истощены как физически, так и эмоционально. Часто они устают уже на 10-й минуте собеседования, не хотят заниматься заданиями, требующими умственного напряжения. Такая ситуация, по признанию воспитателей, возникла на фоне организации в детсадах платных дополнительных образовательных услуг. Здесь интересы взрослых сходятся: в детских садах хотят заработать, а родители не против отдавать деньги за то, чтоб их ребенка «качественно» подготовили. Вот только о дошкольниках никто при этом не думает.
Если судить по отчетности воспитателей, у детей все в порядке. Практика с искажением фактов «расцвела» после введения новой системы оплаты труда, в которой предусмотрены дополнительные баллы за качество подготовки. Воспитатели, по их признанию, вынуждены врать. И делают они это нередко по инициативе заведующих детсадами, которые хотят повысить рейтинг своего учреждения или хотя бы удержать его.
В школах «слабое звено» - на стыке начальных и средних класов. Учителя начальных классов, по словам директоров школ, детей учат на «честное слово», многих - по инновационным программам. Родители остаются довольными подготовкой детей. А новые требования обучения иногда превосходят возможности ребенка. Часто по этой причине у школьников возникают эмоциональные срывы. В результате происходит резкое снижение успеваемости в пятых классах.
Есть «сбои» и в старших классах с профильным уклоном, в которых обучение зачастую не оправдывается. «На ученика тратят силы, деньги, время, но знания ему не пригодятся, - говорит зампредгорисполкома Рамиль Халимов, - потому что при поступлении в вуз выпускник выбирает совершенно другое направление». Вывод: в школах к набору в профильные классы относятся формально, часто их создают не под интересы ученика, а под имеющегося учителя. Как результат: в вузах подготовкой первокурсников зачастую остаются недовольными.
Ирина СИВКОВА