Как уберечь детей от насилия?
"Насилие было. Насилие есть. И нет никаких признаков, указывающих на то, что оно исчезнет в будущем.
Как определить насилие? Насилие — это когда у человека нет выбора, его заставляют делать что-то, чего не сделал бы сам. Многие люди думают, что подобное с ними никогда не произойдет. Мужчины думают, что с ними этого не случится только потому, что они мужчины. Пожилые женщины и девушки полагают, что они застрахованы.
К сожалению, социальное положение, внешность и возраст не оказывают решающего влияния не гарантию безопасности.
Считается, что все насилия совершаются в подвалах, на заброшенных складах, вечером или ночью. Из зарегистрированных насилий 50% совершено днем. И насильником в 70% случаев бывают близкие друзья, приятели, знакомые семьи.
Насильник. Как он выглядит? Здоровенный детина с небритым лицом, засаленной одеждой, пропахший водкой? Результаты исследований доказывают — он такой же, как все, совершенно неотличимый в толпе. Процент насильников—маньяков от общего числа не дотягивает и 1%, в 99% это психически здоровые люди, дающие себе отчет в своих действиях. И от других отличается только способом удовлетворения своих потребностейю
У многих насильников есть план. Они ищут психологически или физически слабую жертву. И, если что-то идет не по плану — отказываются от своих намерений.
Как уберечь детей от насилия и сделать их поведение безопасным?»
Именно так начинаются психологические лекции «Основы психологической безопасности и поведения детей», разработанные специалистами «Центра психолого-педагогической помощи «Диалог» города Набережные Челны и прочитанные в течение февраля 2013 года для 1500 родителей школ города (№ 35,26,53,45,6,17,57,89; ДОУ №44) и около 100 специалистов, работающих с детьми. Во все образовательные учреждения города, молодежные учреждения раздали информационный материал на стенды по безопасному поведению для детей и подростков.
В ходе информационных встреч родители часто задают вопросы, связанные с тем, как объяснить ребенку, что такое «изнасилование», как начать разговор о безопасном поведении, с какого возраста нужно начинать такие беседы? Какие слова можно использовать для объяснения ситуаций опасности? Многие дети боятся одни ходить в школу без сопровождения; некоторые дети только и говорят об издевательствах над детьми, услышанных из СМИ.
Как именно родители могут научить ребенка вести себя в опасных ситуациях? Несколько простых рекомендаций:
Продумать вместе с ребенком наиболее безопасный маршрут до школы или кружка, секции.
Объяснить ребенку, кто такой «чужой» (тот, кто не входит в круг близких людей и семьи) и как себя с ним вести (не открывать дверь незнакомым, не брать у них конфеты, игрушки; никуда с ними не ходить ни под каким предлогом - «посмотреть кошечку», «подарить компьютерную игру», «сфотографироваться как фотомодель», «показать дорогу» и т. п). Со своими проблемами взрослые могут справиться сами.
Родители всегда должны знать, где и с кем находится ребенок.
Постоянно обсуждать варианты безопасного поведения на улице (ориентирование на местности; определение мест, куда можно убежать в случае опасности — магазины, почта, аптека).
Научить ребенка громко кричать в случае опасности.
Практически научить давать отпор и не бояться укусить, пнуть, толкнуть человека, который ребенка схватил и куда-то тащит (в том числе и взрослого, не боясь выглядеть невежливым).
В случаях, если вы затрудняетесь провести такую беседу сами, обращайтесь к специалистам.