Как делают деньги на волосах
Владимиру Синявину уже 64 года. Он не светский и не публичный человек, но при этом фигура для Набережных Челнов знаковая - дизайнер-парикмахер с 49-летним стажем, один из пионеров салонного бизнеса Набережных Челнов, уже многие годы директор, а потом и совладелец самого первого в городе салона красоты - «Кудесница». Мастер своего дела, которому предан до сих пор: в свои 64 он продолжает учиться сам и учит других. От него мы узнали немало подробностей этого бизнеса.
- Владимир Владимирович, получается, что вы в своей профессии с 15 лет. А как получилось, что советский подросток выбрал такое гламурное дело?
- Отцу хотел помочь, он один работал в семье, а детей было пятеро. Все старшие пошли в институты, а я после 8 класса стал думать, как начать зарабатывать. Родители были против, но я настоял, пообещав, что обязательно закончу 9-10 класс в вечерней школе. Когда искал работу, понял, что везде придется сначала учиться хотя бы в ПТУ, а самый простой путь к деньгам - через парикмахерскую.
Тогда учебный комбинат, где готовили парикмахеров, был один на всю республику, в Казани. А мы жили в Чистополе. В провинции было так: приходишь к директору парикмахерской, просишься учеником и после 3-4 месяцев обучения уже начинаешь работать мастером. Нас, учеников, тогда было трое, и все парни.
Профессия парикмахера по-своему уникальна. Даже в советские времена парикмахеры, наряду с портными и представителями еще нескольких профессий, имели возможность «работать на себя». У парикмахеров даже в советские времена зарплата была сдельная. Если ты хороший мастер, к тебе люди в очередь стоять будут и зарабатывать ты будешь хорошо при любом строе. А если ты не достиг хорошего уровня мастерства, то так и будешь перебиваться. Меня это и подкупило: в то время, как мастера-женщины сидели и вязали на работе от безделья, у моего учителя меньше 10 человек за день не было.
Через 3 месяца я сдал экзамен. Приносил домой неплохую зарплату. Очень быстро понял, что надо дальше развиваться, учиться на женского мастера. И опять повезло с учителем. Меня взял под крыло еще один профессионал - китаец Лю Ду Сян. Он был знаменитостью в Чистополе. Самый лучший женский мастер, который все умел - стрижки, химию, покраску. Он собирался на пенсию, искал, кому передать свои секреты.
Поначалу моими клиентками были только пенсионерки. Даже обидно было - знакомые девушки, как на танцы со мной или спросить, что в моде, так с радостью, а как сесть в кресло постричься... Зато пенсионерки расхвалили меня взрослым дочерям, внучкам. И за полгода сложилась своя клиентура, очередь появилась.
- Не было такого, что кому-то волосы сожгли по неопытности?
- В то время не было таких красителей, как сейчас. Это сейсас напрочь сжечь волосы невозможно. А тогда в пеклин добавляли перекись, соду. Чуть-чуть переложишь - задымилось... Не доложишь - вместо блонда рыжий цвет получишь. Или взять урзул, которым в те времена красили всех брюнеток. Им шубы и валенки в промышленности красили, а мы головы, брови и ресницы. Мы этот урзул по блату доставали и в парикмахерской использовали.
О безопасности для организма даже речи не шло, санэпидемстанция нас не проверяла. В то время красота действительно требовала жертв.
- А что в армии делали?
- Первый год сослуживцев стриг. Бывали такие авралы, перед проверками, что надо было за 2-3 дня 500-600 голов «под ноль» постричь. Зато потом давали внеочередной отпуск. Я так несколько раз домой ездил. А перед дембелем уже обслуживал и генерала, и командира части, и жен их, и детей...
- А потом Чистополь стал Вам тесен?
- Дальше хотелось развиваться, в любом случае переехал бы в большой город. У меня брат в Челнах жил и было логично на первое время у него остановиться. Челны быстро развивались, городу требовались уже не просто парикмахерские, а экспериментальная лаборатория для создания и внедрения новых причесок.
На тот момент в городе было трое мастеров, составлявших элиту - Светлана Хрипушина (у нее сейчас салон «Шарм»), Галина Петрова и я. Нам и предложили стать основателями экспериментальной лаборатории, которая и превратилась в первый салон красоты «Кудесница». Присылали учеников, потом организовали в Сидоровке УПК. И наконец поступило предложение возглавить «Кудесницу».
Когда в 94-м мне сказали, что горбытуправление распадается и вы (трудовой коллектив «Кудесницы») можете все это приватизировать, я очень напугался. Тогда одним из моих клиентов был Рафгат Алтынбаев. Он сказал: «Володя, забирай все, даже не раздумывая». «Опасно, - думал я, - с государством в эти игры играть. У вас сегодня одно, а завтра все заберете, и деньги наши коллективные пропадут». По тем времена 700 тысяч рублей была огромная сумма. И люди несли их со словами: «Володя, обманут нас...».
Все же мы коллективом выкупили предприятие вместе со зданием. Многие из тех людей ушли на пенсию, продали свои доли, уехав в другие города. Но несколько человек до сих пор совладельцы. Думаю, не жалеют.
- А сейчас это сложная сфера для бизнеса?
- Как любая другая, где с людьми работать надо, и для людей, где многое от кадров зависит. Несколько раз было такое, что 3-4 раза у меня переманивали сразу 3 мастеров. Для нашего бизнеса, где все завязано именно на профессионализме мастера, его умении найти подход к людям, это чувствительно. Конкуренты караулили моих мастеров прямо у двери, предлагали лучшие условия, не только проценты от сдельщины, но к ним и оклад, и еще что-нибудь. В принципе, для меня это было не так страшно: за полгода-год можно подготовить нового специалиста. Дело в другом: в человека вкладываешь время, знания, умения, готовишь его для участия в профконкурсах, оплачиваешь его участие, а тебе потом ни «спасибо», ни «до свидания». Вот это обидно.
- Если рассуждать с позиции экономической выгоды, то сколько человек должен отработать после обучения?
- Хотя бы года два. С другой стороны, мне грех жаловаться. Было немало мастеров, с кем мы расставались очень хорошо, хотя некоторые из них открывали затем свои салоны и даже обращались за советами, и я помогал. Потому, что понимаю, что человеку надо двигаться дальше и он так видит свой путь. А кто-то, попробовав свои силы в бизнесе, возвращался опять в «Кудесницу». И я тоже радовался: значит, люди довольны своей работой. И сейчас несколько мастеров, кто работает у меня уже 15 лет и больше.
- Насколько выгоден салон как бизнес?
- Вот нынешняя система оплаты: 50% идет мастерам, владельцам остается 15, максимум 20% чистой прибыли. Остальное уходит в расходы на содержание помещения, закупку препаратов, материалов, оборудования. И про налоги не забывайте. Все это оплачивается из оставшейся половины. Многие владельцы парикмахерских и салонов рады бы как-то перераспределить процент вознаграждения мастерам, но ведь специалистов по-другому просто не удержишь.
- А сколько зарабатывает хороший парикмахер?
- От 30 тысяч рублей в месяц, если работает, к примеру, 2 дня через 2.
- А кто основные клиенты, на ком держится такой бизнес?
- На мужчинах. У женщин «чек» выше, спектр услуг больше. Но женщины часто экономят на себе, чтобы красота была не в ущерб семье. Что-то дорогое и комплексное делают раз в 2-3 месяца. Кроме того, женщины своей прической занимаются сезонно - как шапки сняли, так и принялись перекрашиваться, менять прическу. А зимой особо об этом не думают.
А вот мужчины сейчас, при моде на короткие модельные стрижки, в парикмахерские ходят не реже 1 раза в месяц стабильно, вне сезона. А многие и 2 раза в месяц. Если с женщинами сравнивать, так мужчины и более требовательные клиенты, с ними сложнее работать, но интересно и выгодно. У меня в салоне 4 дамских кресла и 6 мужских.
- Получается, когда несколько лет назад была мода на длинные волосы у мужчин, у парикмахерских были нелегкие времена?
- Доходы упали существенно, не все парикмахерские это пережили, успев вовремя переквалифицироваться на женщин, ввести новые услуги для них, новые технологии окраски и прочее. А потом мода быстро в очередной раз сменилась и все встало на свои места.