Как Гульназ стала миссис Муссонда
Мы часто слышим истории о том, как челнинские девушки выходят замуж и переезжают в Египет, Турцию, Индию и страны Европы. Наша героиня уехала за своим счастьем, наверное, дальше всех - в Замбию. Гульназ живёт с 2011 года в самой что ни на есть чёрной Африке, в жаркой стране, граничащей с Конго, Танзанией и Мозамбиком. И впервые за это время приехала погостить к маме в Набережные Челны.
- Гульназ, а как и где вы познакомились?
- Моя сестра Роза долгое время была лидером девчачьей рэп-команды «Spiders». Группа в 2006 году начала выступать вместе с чернокожими ребятами из Замбии. Я приходила на концерты, помогала в организации выступлений. Тогда и познакомилась с Джефри. Мы встречались 5 лет, в 2011 году уехали в Замбию и поженились. Там я родила сына Джейсона, ему скоро 2 года.
- Какой была ваша свадьба и как приняла тебя новая родня?
- Мы просто расписались. Хотя в Замбии принято играть пышные свадьбы на 300 и более человек. Родня мне очень обрадовалась, уважают и ценят, советуются. По древней традиции устроили кухонный праздник: это когда все женщины рода приходят к невесте и дарят ей кухонную утварь. Белая жена - это гордость и престиж.
- Как тебе жизнь среди экзотики?
- Поначалу даже к воздуху привыкать приходилось. В нашем регионе природа очень богата на красивые растения, цветы, много животных, которых мы только в зоопарках видим. Но у красоты и другая сторона есть. В первый же год я переболела малярией, сейчас врачи постоянную профилактику от паразитов назначают. Там много ВИЧ-инфицированных, поэтому в хороших семьях следят за молодежью и кругом ее общения. Там у нас сейчас зима... Холодно в Замбии: +17-20
градусов.
- Расскажи о своем быте...
- Мы живём в столице Лусаке, жизнь в большом городе отличается от деревень. В сельской местности нищета, в основном многодетные семьи. В Лусаке мы снимаем двухэтажный дом, который поделен на две семьи. Для Замбии у мужа очень хорошее образование, поскольку мы учились в России. Так что работа у него хорошая. В городских семьях, где неплохой доход, принято держать прислугу. У нас тоже есть служанка, и для меня это большая помощь. При таком климате в доме приходится каждый день мыть полы - больше пыли, больше стирки. Сын Джейсон всё время проводит со мной, поэтому понимает и русский, и английский, а вот татарскому пока его не научила.
- Кухня сильно отличается от нашей?
- Естественно! Хотя продукты используют те же: картофель, томаты, мука, очень много зелени. Самое распространенное блюдо - густая каша из кукурузы. Её варят как гарнир к мясу, из неё же делают и жидкую похлёбку для детей (что-то вроде нашей манной каши). За три года я уже освоила эту кухню, но периодически готовлю и наши русские и татарские блюда.
- Что значит «особенное» отношение к белой женщине?
- Белая жена - это действительно гордость. Если ты можешь содержать белую женщину, значит, ты успешный человек. Меня не обременяют домашней работой. Когда коллеги встречают мужа на работе, они не спрашивают «Как дела?», ему задают вопрос «Как здоровье твоей жены?». В Замбии жёны, чтобы пригласить мужа к столу, встают на колени, но на меня и это правило не распространяется.
- Расскажи о замбийских женщинах.
- Девочек там почти не учат, их больше загружают домашней работой, рано выдают замуж, и к 30 годам у них уже 6-7 детей. Конечно же, такие девушки идут работать в основном домашней прислугой. У меня была служанка, которая воспитывала 11 детей. У неё было 7 классов образования. Женщины сильные и выносливые: представьте многодетную мать, которая ещё ведет своё хозяйство и успевает убирать, стирать и готовить в чужом доме. Хотя сейчас в больших городах уже можно встретить образованных девушек, на престижной работе.
- Что касается языка и религии...
- В Замбии общаются на английском и 72 диалектах. Если ты учил английский, то не пропадёшь! В стране живут люди из множества племён, семья моего мужа из племени Бэмба, у них свой язык. У каждого, кроме официального европейского имени, есть имя племенное. Например, мой муж - Джефри, его второе имя Вуале, а наша фамилия Муссонда переводится как «речная змея».
Муж из семьи католиков, семья набожная, каждое воскресенье они ходят в церковь. В Замбии много мусульман, но есть и те, кто далёк от мировых религий. Местные очень верят колдунам Вуду. Говорят, что они решают многие проблемы и могут исцелить от СПИДа. Я в это не верю...
- Что ты делаешь, когда скучаешь по родине?
- Общаюсь с родными через интернет. Доехать из России до Замбии дорого и сложно: два перелёта, из России до Дубая, а оттуда уже в Замбию. За три года родные были у нас в гостях всего однажды. Когда тоскливо, иду к «своим»: русские в столице Замбии тоже есть, они организовали в Лусаке русский центр.
- Твое отношение к родине поменялось?
- Я стала патриоткой России. Челнинцы, не надо ругать нашу молодёжь! У нас, к примеру, дети из малообеспеченных семей стремятся получить профессию, устроиться на работу. Тамошним беднякам как будто ничего не надо, нет у них ни целей, ни желания работать. Они лучше попрошайничать и голодать будут.
К этому добавьте пьянство в нищих кварталах, а это большая часть страны. Русских называют пьющей нацией, так вот скажу - это придумали те, кто не видел замбийцев.
Сейчас я начала понимать, как нам повезло родиться в стране, где можно получить образование, о котором большинство детей Замбии и мечтать не может...