Из 1000 автобусов
Они по-прежнему не желают приобретать считывающие устройства (валидаторы) для электронных транспортных карт. В исполкоме нам сообщили, что из 1000 автобусов, курсирующих в Набережных Челнах, валидаторами оснащена лишь половина машин. Столько же было и летом.
«Нам предлагают купить за свой счет всё оборудование вместе с валидаторами, а потом самим же платить за обслуживание этой системы, - объясняют причину несогласные предприниматели. - Более того, еще и отдавать «Социальной карте» (дочерней организации банка «Ак Барс») 5% от выручки за пользование терминалами. Сами операторы и банкиры никаких расходов не несут, они хотят лишь получать деньги».
Еще весной два десятка предпринимателей из Челнов, Нижнекамска и Альметьевска пожаловались властям республики на ОАО «Социальная карта», обращая внимание на неприемлемые условия. В Казани обещали разобраться и провести тендер среди операторов. Сенсации не произошло. 15 августа «Социальную карту» объявили победителем конкурса. А транспортников обязали обзавестись оборудованием.
- В Челнах полноценно установили валидаторы только в вагонах трамвая, - напоминают в отделе управлении транспорта. - Что касается автобусных перевозчиков, то многие из них считают, что их лишили конкуренции, а потому предлагают подождать до 2014 года, когда на всей территории России собираются полностью внедрить единую электронную систему оплаты различных услуг, в том числе и в общественном транспорте. И тогда у «Ак Барса» появятся конкуренты хотя бы в виде Сбербанка. С появлением выбора может снизиться и процентная ставка. К тому же перевозчики опасаются, что если они сейчас подпишут договор с «Социальной картой», то в будущем им тяжело будет примкнуть к другому оператору.
Гендиректор ОАО «Социальная карта» Марат Ганеев сообщил «Челны ЛТД», что перевозчики, не пожелавшие приобрести валидаторы, не получат возмещения за перевозку льготников: «Распределение средств от пополнения льготных транспортных карт будет зависеть от количества поездок, зафиксированных валидатором. В случае, если водитель или кондуктор отказывается принимать транспортную карту, то пассажир может написать письмо на имя главы горисполкома», - посоветовал Ганеев.
Предприниматели говорят о расходах: автоматизированная система, рассчитанная на обслуживание до 200 автобусов, стоит около 500 тысяч рублей, а один электронный считыватель примерно 14 тысяч.
- Для 100 своих вагонов мы приобрели в аренду 120 валидаторов, - рассказали нам представители «Электротранспорта». - В сумме (аренда валидаторов, зарядников, технологическое обслуживание) ежемесячно выплачиваем около 133 тысяч рублей. Плюс – отдаем 5% от выручки оператору.
- Горожане уже оценили карты, - утверждает один из руководителей ассоциации перевозчиков «Закамье» Фаргат Набиев. - Из 20 тысяч обладателей электронных карт баланс на октябрь пополнили лишь 15 тысяч. Многие из них думают, зачем перечислять деньги, если в большинстве машин все равно нет валидаторов. Поэтому просто показывают документ и выходят из автобуса.
- Если в салоне нет считывающего устройства, пассажирам необходимо предъявлять квитанцию о пополнении баланса, - говорит заместитель гендиректора «Электротранспорта» Рамин Лутфуллин. - Я бы наоборот, призвал всех пенсионеров перечислить необходимую сумму на счет своей электронной карты. Заплатив 342 рубля и сохранив чек, можно в течение месяца ездить в неограниченном количестве.
Ленар БАТЫРШИН