Бизнес по-европейски: мама, дочь, сын
Не иметь общего дела с друзьями и родней - аксиома бизнеса. Но ведь существуют семейные предприятия. В самых удачных случаях - веками. Как у них это получается? По мнению Ирины, владелицы комиссионного магазина, секрет в том, чтобы определить главного. «Мы сразу решили, что старшим будет один человек - я», - говорит Марина, которой приходится рулить микропредприятием, где трудятся еще три человека. Все - самые близкие родственники. Они считают, что совместное дело не рушит, а только укрепляет отношения.
Еще несколько месяцев назад семья Марины была безмятежна: мама на пенсии вся в даче и сериалах, сын - школьник, сестра на другой работе. Но однажды Марина поняла, что роль наемного работника ей надоела. «Я села думать, что смогу. Прикидывала разные варианты - открыть магазинчик бытовой химии, например. Но выяснилось, что в него миллион-полтора надо вложить, а их нет. Открыла комиссионный магазин. Такой проект самый незатратный. Одни люди всегда хотят купить что-нибудь новенькое недорого. А у других всегда накапливается дома куча ненужных вещей, купленных в спешке, в расчете похудеть или в подарок. И тех, и других - масса, женщины от природы шопоголики. К тому же мама припомнила, что в 90-х годах комиссионки в Челнах были очень популярны, а сейчас ни одной не найти».
Капитала нет, транспорта нет. Сами подготовили все документы, нашли помещение, деньги заняли. Но договорились, что будут отдавать понемногу, как смогут - в первые месяцы прибыли ждать не приходится. Оборудование искали б/у. «У нас такие отзывчивые люди, если им все объяснить, всегда идут навстречу и даже помощь предлагают», - восхищается Марина.
Денег на персонал не было тоже. Зато сын - крепкий парень 14 лет, мама, умеющая шить и разбирающаяся в вещах, и сестра - бухгалтер. Все они готовы работать без денег, просто, чтобы помочь.
«Открылись с почти пустыми полками - что-то принесли сами, позвонили друзьям, они помогли. Поставили оборудование, примерочную. Даже вывесок не было! Объясняли каждому посетителю, что у нас за магазин. И народ пошел», - изумляется хозяйка. - «Ровно через шесть дней после заезда продали первую вещь. А потом заработало «сарафанное радио». Вот и ходят к нам по-соседски, весь ближайший район». Мама забыла про болячки и сериалы, она теперь - товаровед, специалист по приемке вещей. Маленькие племянницы приходят, чтобы разобрать и разложить товар, им эта игра «в магазин» привычна. Сын работает, как положено по закону, половину дня - на нем общение с покупателями, компьютерные дела. Когда магазин встанет на ноги, будет и зарплата, а пока весь доход от магазина - то, на что живет семья.
Сейчас Марина думает о расширении. Если все получится, возьмет на работу только своих - ресурсы семьи еще не исчерпаны.
Анжелика АКУЕВА