«Китайский интернет»: Нужна ли его модель в России?
Советники власти и чиновники все чаще говорят о необходимости для нашей страны использовать модель регулирования сети, которая используется в КНР. Давайте разберемся в том, что она из себя представляет.
Большинство китайских пользователей интернета подключены к сети через трех крупнейших провайдеров. Есть также во множестве интернет-кафе "пиньинь", где посетитель обязан предъявить паспорт, а владельцы заведения должны сохранить его фото в официальной записи. Интернет в Китае под государственным контролем, иностранные сайты ограничиваются в целях цензуры - веб-страницы фильтруются по ключевым словам из "чёрного списка". Крупнейшие поисковые машины "Google", "Yahoo" и "BingSearch" согласились фильтровать результаты поиска.
Все китайские сайты, прежде чем начать работу, должны проходить регистрацию в Министерстве промышленности и информационных технологий. Соцсети "Facebook", "Twitter", "Instagram", "WhatsApp", "Gmail" и "YouTube" (иностранные) в Китае заблокированы. Нельзя войти в Китае и в "Википедию". И, конечно, же заблокированы все порносайты.
Местные жители пользуются китайскими аналогами соцсети, например, "Sina Weibo" или "Tencent". В последней несколько сот миллионов пользователей. В них также имеется список "плохих политических слов", ввод которых блокируется, а их автор, если будет слишком активничать, может попасть "под колпак" спецслужб. Аналогом "Ютуб" в Китае является "Sohu" (китайцы даже логотип заимствовали) и контент там соответствующий - китайцы без ума от корейских сериалов и смотрят голливудские новинки без лицензии.
Хотя, как говорят туристы, побывавшие в Поднебесной, некоторые китайцы все же обходят запреты и пользуются все тем же "Facebook" через анонимные прокси, "тор" или "тоннели" из офиса в Китае в офис компании в другой стране. Китайский интернет порой называют "детским интернетом" - здесь нет пошлости и разврата, люди не спорят о политике и мало ругаются.
#новостичелнылтд