Воспитание — длительный процесс
Педагогу небезынтересно узнать, с кем из товарищей в школе или на производстве дружит его ученик; кто они, эти друзья, как проводят время, чем увлекаются.
Если спортсмен трудится на производстве, тренеру следует поинтересоваться, как идет у него работа, как выполняет план его ученик, как он повышает квалификацию. Нужно посоветовать ему включиться в движение за звание ударника коммунистического труда, поддерживать его в стремлении заслужить это высокое звание.
Хорошо, если сам тренер примет участие вместе со своими учениками в строительстве велосипедной базы, спортивного зала. Это возвысит значение труда в глазах спортсменов.
В воспитании у спортсменов правильного отношения к труду и учебе большую роль играют планирование тренировки и календарь соревнований. Тренировки желательно назначить в такое время, чтобы спортсмены успевали после работы или учебы без особой спешки приезжать, к их началу. Если спортсмен почему-либо не обедает на производстве, то интервал между окончанием работы и тренировкой должен быть увеличен на время обеда и послеобеденного отдыха.
Отпуск спортсмена желательно приурочить на время основных соревнований, а для школьников, студентов, соревнования надо планировать на время каникул.
Соревнования необходимы, это основной стимул в спорте. Они воспитывают у спортсмена волю, смелость, активность, организованность. Без соревнования нет спорта. Но планирование соревнований должно быть разумным, следует учитывать условия работы (например, сезонность, особенно в сельскохозяйственном производстве) или учебы участников этих соревнований. В противном случае соревнования из стимула в спорте превращаются в свою противоположность — в тормоз и спорта и воспитания.
Дисциплина нужна в труде, в учебе, в общественной жизни, в быту. Необходима она и в спорте. Только дисциплинированные спортсмены смогут добиться высоких и стабильных результатов.