В Набережных Челнах открылся форум «Промышленные роботы. Татарстан 2014»
Сегодня в рамках второго ежегодного форума «Промышленные роботы. Татарстан 2014» общественности представлены самые актуальные модели промышленных роботов японской компании Fanuc – мирового лидера этой области, а также состоялось торжественное открытие обучающего центра японской роботостроительной корпорации Fanuc и , что самое важное, собственного в Набережных Челнах сервисного центра.
Компания Fanuc является мировым лидером по производству промышленных роботов. Её производительность в месяц превышает производительность остальных компаний вместе взятых за год. Позиции Fanuc очень сильны в США, на азиатском рынке, и с каждым годом все больше укрепляются в России.
На форум зарегистрировались и приехали порядка 200 промышленных предприятий Закамского региона. По мнению директора одного из партнеров Fanuc компании DI ROBOTICS (г.Уфа) Дениса Пущенко, все участники — это потенциальные клиенты по закупке и внедрению роботизированных комплексов компании Fanuc. Многие из них уже используют данных роботов на своих производствах. Среди них компания Интехпласт, в которой робот занимается контурной 3D-обрезкой пластика после прессовки. Некоторые «дочки» КАМАЗа, например «Нефаз» используют роботов от Fanuc. На нефтекамском автомобильном заводе реализована окраска и роботизированная сварка.
Применение роботов имеет смысл тогда, когда его окупаемость не превышает 3-5 лет. Так считается в мире. Но, по словам партнеров Fanuc, российские предприятия установили новую планку - год-полтора. Известно, что роботизация производства связана с замещением человеческого труда. По словам того же Дениса Пущенко при полной загрузке производства робот способен заменить обычно от 4 до 8 работников. Причем, сожалеть об этом не стоит, считает Денис Пущенко, потому что как правило это тяжелый монотонный труд. Робот в первую влияет на увеличение производительности. Если говорить, например, о сварных работах, то здесь можно говорить еще и об увеличении качества.
В отношении качества работы и количестве замещаемых роботом людей есть классический пример АвтоВАЗа. Там установлено 3 роботизированные линии по производству тормозных дисков, которые уже ставят на «свежих» моделях «Калины», «Приоры», а в скором будущем появятся и на «Ларгусах». На первом роботизированном участке производительность выросла примерно на 28 процентов. Со всех 3 участков ушли примерно 7-8 человек. Вернее, как говорит Денис Пущенко, их там и не было, потому что АвтоВАЗ испытывает сегодня жесткий дефицит кадров по некоторым направлениям.
Стоимость одного робота фирмы Fanuc в зависимости от задач начинается примерно на отметке 2,4 миллиона рублей. Верхнего предела не существует. Самые востребованные модификации роботизированных комплексов в России на сегодняшний день — это роботы с параллельной кинематикой для пищевой промышленности, которые используются для фасовки. А также модели для сварочных работ грузоподъемностью 10 и более килограммов.
После презентации роботов директор компании Fanuc в России Степан Козино совместно с руководством ИТ-парка Набережных Челнов разрезали символично желтую ленточку — фирменный цвет компании — в знак открытия сервисного центра и центра обучения. Японские коллеги, по словам руководителя ИТ-парка Тимура Хазиева становится нашими первыми партнерами в процессе создания Центра роботизации на базе ИТ-парка. В центре обучения будут получать дополнительное образование в первую очередь представители предприятий, в которых внедрены роботизированные системы. Кроме того, в ИТ-академии много разнообразных курсов по программированию идет уже сейчас. Как только появится инфраструктура необходимая, то запустят курсы по серьезной робототехнике. Пока же в парке есть только детская робототехника на базе конструкторов Лего.
По словам Тимура Хазиева, есть и вторая хорошая новость: вторым нашим партнером становится казанская компания «Эйдос-РОБОТОТЕХНИКА», которая занимается изготовлением симуляторов: для авиации, автомобильных, и мото-, медицинских. Задача этого партнерства — создание и внедрение российских роботов.
Создание сервисного центра Fanuc, по мнению представителей компании, поднимет уверенность клиентов в том, что они получат качественный продукт и быстрый сервис. При любой поломке или, допустим, при необходимости переконфигурации системы ожидание сервисного специалиста из Москвы может стоить предприятию несколько дней простоя и денежных убытков. С открытием сервисного центра и склада запчастей в Челнах этот процесс ускоряется до нескольких часов.
А теперь главный вопрос о нашем главном челнинском предприятии КАМАЗа: будет ли оно модернизировать свои производственные базы, использовать роботов Fanuc? По словам Дениса Пущенко Fanuc активно участвовал в тендерах КАМАЗа, был даже дешевле на фоне других участников, но пока безрезультатно. Во-первых на КАМАЗе не так много новых проектов, под которые можно было предлагать новое оборудование. Во-вторых, с автогигантом уже работают конкуренты Fanuc.
Впрочем, сам Сергей Когогин почти инкогнито посетил все же выставку. Бегло осмотрев все представленные образцы, он поспешил удалиться, не пообщавщись ни с руководителем Fanuc, ни с прессой. На брошенный вслед вопрос «Рассматриваете ли вы сотрудничество с Fanuc?» он ответил: «Да, конечно, рассматриваем. И уже в этом году».