В Казани показали двигатель для беспилотника, напечатанный на 3D-принтере
На выставке «Авиакосмические технологии, современные материалы и оборудование 2016» хитом показа стал созданный по аддитивным технологиям (послойный синтез) двигатель с тягой 12 килограммов, напечатанный на 3D-принтере. Он уже прошёл «горячие» испытания.
В рамках выставки было подписано соглашение между его создателем — ФГУП «Всероссийский научно-исследовательский институт авиационных материалов» (ВИАМ) и казанским АО «ОКБ им. Симонова». Они будут вместе создавать технологию изготовления линейки малоразмерных газотурбинных двигателей для беспилотных летательных аппаратов из отечественных металлопорошковых композиций.
«Успешные испытания позволили поставить новую задачу — по разработке уже крупногабаритного малоразмерного двигателя — с тягой 150 килограммов для беспилотников, — рассказал порталу "Сделано у нас" начальник лаборатории ВИАМ Святослав Нерус. - Эта работа начнется в сентябре. Она завершится созданием образца двигателя, который мы испытаем на лётных испытаниях в составе беспилотника, который производит ОКБ им.Симонова. Полет намечен на февраль 2019 года. За это время будет изготовлено порядка 10 комплектов двигателей: 5 двигателей с тягой 150 кг и 5 двигателей с тягой 20 кг. Примерный объем финансирования проекта - 400 млн. рублей».
Вначале конструкторы смоделируют электронный облик детали. Потом ее подготовят к аддитивному производству — с помощью специального программного обеспечения построят специальные поддерживающие элементы, ориентируют в камере построения. После этого электронный облик модели разбивается на слои с определенным шагом. Этот шаг равен слою металлопорошка — 30 микрон. Затем принтер получает задачу, слои экспортируются на установку селективного лазерного сплавления, и происходит сплавление металлической композиции.
Пока для этих целей используются принтеры зарубежного производства. «Отечественных принтеров на рынке пока нет, — говорит Святослав Нерус. — Они в стадии разработки. Самое главное, что нужно для их создания, — программное обеспечение. Нужны очень толковые программисты, готовые не то что свой новый алгоритм написать, но хотя бы повторить зарубежный».
Аддитивные технологии называют сегодня приоритетными в машиностроении. Они позволяют в 10-30 раз повысить производительность изготовления двигателя и в 10 раз снизить время его изготовления.