Спутник следит за водителями автобусов
В Набережных Челнах спутниковой системой ГЛОНАСС оснастили все городские и междугородние автобусы. «В последние годы к транспортным тендерам вообще не допускалась техника, не оборудованная этими электронными приборами», - говорят специалисты городского отдела транспорта. Сначала власти призывали приобрести для автобусов тахографы, с помощью которых можно было контролировать режим движения, труда и отдыха. Но просуществовали эти приборы недолго. В конце 2013 года вышло постановление правительства России, которое обязало перевозчиков оснастить автобусы спутниковой системой ГЛОНАСС.
- Перевозчики покупали в свое время тахографы, чтобы избежать давления со стороны контролеров, - вспоминают предприниматели. - Один такой прибор стоял минимум 30 тысяч. А многие выжидали, зная, что технологии совершенствуются. К примеру, зачем было покупать отдельно навигатор, если он есть в хорошем мобильном телефоне? Так и получилось - кто был хладнокровнее, тот и сэкономил.
Первые комплекты спутникового оборудования перевозчики стали приобретать два года назад. Отдавали за них 12-20 тысяч рублей. Предприниматели считают, что новшество в целом принесло им пользу, а абонентская плата из-за конкуренции операторов постепенно снижается. Недовольными остались только водител-лихачи и те, кто привык использовать автобус в личных целях.
«Однажды на моего водителя пожаловалась пенсионерка, - рассказывает председатель некоммерческого партнерства «Союз камских перевозчиков» Николай Тятюшкин. – По ее словам, он сломал пластиковую электронную карту. Запомнила пассажирка номер машины и время поездки. Неделю разбирались по этому поводу. Обратился к своему оператору. Сумели найти нужные записи. Выяснили, что действительно мой автобус проезжал в такое время по этой дороге и валидатор зафиксировал карту. Я принес извинения женщине. Дал ей денег, чтобы она могла ездить в общественном транспорте, пока ей не предоставили новую карту. Сумму компенсации я уже сейчас не помню…
Водитель утверждал, что сломал эту карту неумышленно. Может быть, и так. В одно время поступила очень жесткая партия электронных карт. Некоторые из них трескались, когда водитель их придерживал пальцами, чтобы провести по валидатору».
В минтранспорта РТ обратили внимание, что челнинский автовокзал входит в тройку татарстанских пассажирских предприятий, чьи водители автобусов чаще всего нарушают скоростной режим на междугородних рейсах. Средняя скорость нарушителей составила 107 километров в час. Эти данные в минтрансе республики получают благодаря спутниковой системе навигации ГЛОНАСС.
- Эти штрафы мы заставляем нарушителей выплачивать из своего кармана, - говорит руководитель челнинского автовокзала Фаргат Набиев. – Они сетуют, что автобусы стали более маневренными, дороги улучшаются на трассах, а тут, мол, знаков и радаров понаставили. Но эти доводы мы слышать не хотим. Есть правило – 90 километров в час. Будьте добры, соблюдайте его. Поэтому спутниковая система ГЛОНАСС не нравится только нашим лихачам. Правда, затраты на «спутник» все равно существуют, мы вносим абонентскую плату. Но расходы снижаются. Недавно мы платили «абонентку» 600 рублей в месяц за один автобус, а сейчас – 400.
Ленар БАТЫРШИН