Сергей Романцов: Китайцы очень внимательны к мелочам...
Подробности организации ралли-рейда «Шёлковый путь-2016» редакции "Челны ЛТД" рассказал Сергей Романцов - директор ОАО «Аэропорт «Бегишево». Во время проведения ралли он исполнял функции технического директора по работе с аэропортами.
Каковы были Ваши основные обязанности?
Романцов: Для ралли "Шелковый путь" авиаобеспечение – это "авиационное прикрытие" всего ралли. Если говорить вкратце, то основные функции заключались в координации обслуживания воздушных судов, которые сопровождали гонку на территории России, Казахстана и Китая. Мы занимались координацией всех действий с авиационными властями и аэропортами всех трех государств, контролировали наземное обслуживание воздушных судов, их заправку, организацию мест стоянки. В обязанности технического директора по работе с аэропортами также входило ежедневное согласование флайт-планов (вылетов-прилетов) воздушных судов, согласование планов перевозки участников, организаторов и СМИ, участвовавших в процессе гонки.
Кроме того, в моей команде трудились два моих коллеги по аэропорту Бегишево – это начальник смены и инженер службы ГСМ, которые заведовали вопросом заправки всех воздушных судов, задействованных в ралли. Их основной функцией была подготовка средств заправки, то есть топливозаправщиков, которые на всех этапах гонки заправляли вертолеты и другие воздушные суда. Помимо зачистки баков, смены фильтров и заправки авиатоплива, осуществлялся контроль качества авиатоплива. Непосредственно перед заправкой воздушных судов отбирались арбитражные пробы авиатоплива, и эти пробы сохранялась до момента возврата воздушного судна на дозаправку.
Сколько единиц воздушной техники было задействовано в этом году? Что это была за техника и для чего предназначалась?
Романцов: на российско-казахстанском участке было задействовано 14 единиц воздушной техники. Два воздушных судна – самолеты АН-24 для перевозки организаторов и самолет АН-26 для перевозки необходимого оборудования для управления и контроля соревнований. Также было задействовано три самолета марки Tecnam, так называемые "реле", которые, находясь на высоте порядка трех тысяч метров, обеспечивали трансляцию всех переговоров. Это небольшие самолеты итальянского производства, обеспечивали покрытие радиосигналом всей дистанции гонки и работали в качестве ретрансляторов.
Из вертолетов были задействованы два Ми-8МТВ, один из которых перевозил судей и спортивных комиссаров на старт того или иного спецучастка, а второй, соответственно, использовался для доставки организаторов и судей на финиш.
Лёгкие вертолеты: Bell 407 под позывным «дельта», на нем летало руководство гонки и непосредственно сам директор гонки обследовал участки и проводил мониторинг прохождения трассы участниками. Также использовался вертолет Robinson R66 – на нем летал директор по безопасности, отслеживая перекрытие тех или иных участков, и зонирование трассы от посторонних. Вертолет AS 355 был задействован для ТВ-съемки с воздуха, а на вертолетах Bell 407 и Еврокоптер AS350 летали медики, которые обеспечивали необходимую помощь участникам ралли в случае каких-либо инцидентов на трассе. Еще один вертолет - Еврокоптер AS350 перевозил организационный комитет, который также сопровождал гонку на всех этапах. Вся эта техника использовалась на российско-казахстанском отрезке маршрута.
Непосредственно в Китай перелетело четыре наших вертолета, а китайская сторона предоставила нам еще четыре вертолета. Итого на китайском участке ралли было задействовано восемь вертолетов, из них три – медицинской поддержки, один – организаторский, один – безопасности, один вертолет с телевизионщиками, вертолет с прессой, плюс вертолет оргкомитета. Плюс два самолета реле. Всего – десять единиц техники было задействовано в Китае.
Не сложно было работать с китайской стороной?
Романцов: С китайской стороной было очень интересно работать. Китайцы очень внимательны к мелочам и не любят отступлений от заданного плана. Поэтому нам каждый вечер приходилось собираться и продумывать план для каждого вертолета и самолета на весь последующий день. Расписывали все до мелочей: во сколько вылетает, где заправляется, кто заправляет? Потом китайская сторона согласовывала этот план, и далее все действия строго согласно плану. Конечно же, в условиях такой сложной гонки появлялись ситуации, в которых приходилось отступать от плана. Во избежание какого-либо недопонимания с китайской стороной, мы стали заранее пытаться предугадывать ситуацию, искать альтернативные пути и вносить их в общий план действий.
Не омрачила ли погода техническую сторону ралли?
Романцов: Погода внесла свои коррективы в гонку. К примеру, спецучасток «Казань-Уфа» был отменен из-за сильных дождей, в результате которых трасса «раскисла». Похожая ситуация произошла и на одном из участков в Казахстане, где из-за сильного ветра и грозовых фронтов были задержаны вылеты организаторов. В Китае, в городе Дунгуань была очень мощная песчаная буря, в результате которой вертолеты не поднялись в воздух и спецучасток был отменен. Участникам этот отрезок пришлось преодолевать по дорогам, а вертолеты смогли догнать гонку только на следующие сутки, когда буря стихла.
Сложнее ли была трасса в этом году?
Романцов: По мнению участников, трасса была сложная и очень интересная. Интересная, в-первую очередь потому, что маршрут охватил, наверное, наиболее живописные уголки России, Казахстана и Китая. Один из сложнейших отрезков трассы пролегал через пустыню Гоби. Здесь на одном из участков несколько команд буквально завязли в песках и им пришлось остаться ночевать. Температура воздуха на этом участке достигала +47 градусов, что очень затрудняло ремонтные работы и эвакуацию техники. Благодаря высокому уровню организации, попавшим в пески командам вертолетами были доставлены и вода, и продукты питания, и необходимые автозапчасти.
Как Вы можете оценить организацию нынешней ралли-гонки? Заметили ли Вы лично какие-либо организационные недоработки?
Романцов: С точки зрения организации ралли, безопасности и авиационной части – все было сделано на высочайшем уровне. Это мое личное мнение. Ну, а итоги и анализ гонки будет осуществлен руководством позднее.