Работа с картой
При изучении истории древнего мира и средних веков мы имеем возможность раскрыть учащимся связь между географическими условиями и занятиями населения, показать ускоряющее или замедляющее влияние географической среды на историческое развитие народов. Так, карта древней Греции поможет объяснить раннее развитие мореплавания у древних греков. В те далекие времена не знали компаса и мало кто отваживался выходить в открытое море на небольших суденышках. Но у берегов Греции море не было «открытым». С родного берега грек видел на горизонте очертания ближних островов и смело вел к ним свой корабль. А за ближними островами видны были следующие! Так, добираясь от острова к острову, греки научились все смелее и все дальше уходить от родных берегов, достигли побережья Малой Азии, основав там свои колонии. Так сама природа Греции облегчала развитие мореплавания.
В старших классах уже не оправдывают себя приемы сочетания карты с картиной по географии или чтением художественного описания местности. Нет нужды, например, в VII классе прибегать к картине для характеристики монгольских степей по карте: у учащихся этого возраста уже имеются довольно точные представления о том, как выглядят сухие степи Монголии, пустыни Средней Азии, горы Кавказа и пр. Но напомнить в ходе рассказа по карте о реальной географической обстановке нужно.
Еще важнее дать представление об историческом пейзаже, т. е. об историческом своеобразии данной местности в
изучаемую эпоху. Прекрасный материал для описания южной пограничной черты Московского государства в XV—XVI вв. учитель найдет у В. О. Ключевского
Рассказывая об экономическом развитии Российской империи во второй половине XVIII в., учитель отметит, что значительные пространства Орловской, Воронежской, Тамбовской губерний представляли в ту пору целину, что на черноземном юге (в Новороссии) лежали нетронутые ковыльные степи, что заселение и распашка этих земель начались лишь в конце XVIII в., после присоединения Крыма. Курс истории СССР в VIII классе учитель начинает с общей картины нашей страны в начале XIX в. Карта послужит наглядной опорой этой характеристики:
«На пороге XIX в. наша страна, называвшаяся в те времена Российской империей, уже была огромным государством, простиравшимся от Балтийского моря до Тихого океана и от Северного Ледовитого океана до берегов Черного и Каспийского морей, до степей Северного Казахстана, до горных хребтов Южной Сибири — Алтая, Саян.
Мощные пласты донецкого угля выходили на поверхность земли, но почти не разрабатывались. На целинных землях Южной Украины, Нижнего Поволжья и за Волгой в необъятных степях колыхался ковыль. В стране еще не было железных дорог и пароходов, да и шоссейные дороги были редкостью. Помещики из-под Калуги или Тулы на третьи сутки добирались до Москвы в своих экипажах-дормезах (от французского «дормир» — «спать»)».