Покупатель не всегда прав
Такой вывод сделали представители набережночелнинских отделений Госалкогольинспекции и Роспотребнадзора на выездном консультировании в торговом центре «Тулпар». Несмотря на то, что данные организации призваны защищать права потребителей, иногда приходится вступиться и за предпринимателя. Один из продавцов мебели обратился с жалобой на человека, который сначала купил диван, а через месяц вернул его с повреждениями, сваливая вину на фирму: мол, обнаружил разрывы в ткани обивки дома после доставки. Эксперт челнинского отдела Роспотребнадзора Гульнар Басырова напоминает правила возврата покупок: внимательно осмотрите товар при покупке на предмет видимого брака. После этого в некоторых магазинах вам предложат подписать бумагу о том, что повреждений нет, и вас все устраивает. Логично, что если вы подписали такой документ, то обмен по причине видимого дефекта будет уже невозможен. А если обнаружился скрытый брак, то можно потребовать замены товара в течение всего гарантийного срока.
Нередко человек пытается вернуть покупку, аргументируя тем, что он передумал, но покупка на этот момент считается уже совершенной, поэтому основанием для возврата может служить какая-то из следующих причин: не устроил цвет, фасон, габариты, комплектация или размер. А вот аргументы «мне не понравилось» или «я передумал» не считаются «законными», поясняют специалисты. Даже если вещь не подошла, то продавец в праве в первую очередь предложить человеку обмен. При отсутствии подходящей замены в ассортименте отдела предпринимателю придется вернуть денежные средства при условии, что не нарушена упаковка, этикетка, товарный вид и целостность товара.
По словам начальника отдела развития и координации внутреннего рынка Госалкогольинспекции Розы Прилуковой, самое большое количество спорных моментов возникает при покупке сложной техники. Если договориться не получается, то определить виновных помогает экспертиза. По закону пострадавший покупатель может написать претензионное письмо предпринимателю, в котором описывает, что и когда купил, и что именно не устроило. Получив такую бумагу в течение гарантийного срока, предприниматель обязан провести экспертизу за свой счет в течение 20 дней. Удовольствие это не дешевое, поэтому неудивительно, что многие продавцы сразу соглашаются на обмен, - так проще и дешевле. Если «некондицию» все-таки менять отказались, а претензионное письмо не приняли, то отправьте его почтовым письмом с уведомлением на юридический адрес бизнесмена, который, как правило, указан в документах о покупке, на стендах с информацией в самом отделе, либо потребуйте адрес у администрации торгового центра. Зафиксированный факт отправки письма поможет отстоять интересы покупателя при возможном судебном разбирательстве.
Если гарантийный срок покупки уже прошел или вообще не был дан, то тогда покупателю самому придется обращаться в экспертизу. Если правда окажется на стороне потребителя, то продавец обязан оплатить все издержки.