Почта в Набережных Челнах будет доставляться по оптимальным маршрутам
В ИТ-парке были собраны стартапы из 6 городов России. Они представили 30 отобранных проектов и проходят теперь программу ускоренного развития, в ходе которой получают знания, как лучше "упаковать" свои разработки, чтобы сделать их привлекательными для потенциальных инвесторов. Проекты имеют разную степень проработки, но среди них есть и такие, которые уже успешно реализуются. Такой представила компания "Zig-Zag" из Ижевска. Она разработала и внедряет систему разработки оптимальных маршрутов для компаний, занимающихся доставкой грузов и корреспонденции, а также обслуживающих оборудование, расположенное в различных точках на больших территориях города. Кроме того, эта система позволяет контролировать сотрудников в режиме онлайн.
- Три года назад мы заказали социсследование, опрашивали компании, как у них составляются маршруты, как контролируются водители и т.п., - рассказывает руководитель группы Александр Власов. - И поняли, что до сих пор люди делают это вручную. Решили при помощи разработанного нами алгоритма находить лучшие и максимально эффективные решения. Например, легко можно составить в голове маршрут через пять точек, а когда их пятнадцать, то это уже сложно в голове разложить: какая из них первая, какая вторая, третья и т.д. А если этих точек еще больше, и у них есть какая-то приоритетность, временные окна, режим работы, то это уже в голове сложить практически невозможно. Поэтому мы создали такую систему, которая учитывает многие факторы - расположение точек, совместимость грузов, высокий или низкий борт автомобилей, можно ли заезжать на какие-то закрытые территории, временные окна, приоритеты, дорожную обстановку и т.д. Обработав все эти данные, система выдает готовое решение.
Условно говоря, нужно объехать 500 точек, имеется определнное количество автомобилей или курьеров. Мы все эти данные загружаем в алгоритм, за каждым водителем или курьером закрепляется определенный район, и внутри него рисуется оптимальный маршрут. А через мобильное приложение контролируется доставка или забор грузов или почты, или обслуживание каких-то объектов.
- С кем вы уже работаете?
- У нас порядка 30 клиентов по России. Есть крупная компания в Удмуртии, которая обслуживает и инкассирует платежные QIWI-терминалы. Там суть задачи заключается не просто в том, чтобы по оптимальному маршруту объехать эти терминалы, но и в том, чтобы привезти максимальное количество денег. Поэтому мы еще собираем данные, сколько денег в терминале и выстраиваем маршрут так, чтобы к вечеру была максимальная сумма сборов. Раньше они по 2 часа составляли маршрут на 300 точек, сейчас это делатся за семь минут. Также мы собрали у них данные о том, какие работы они на терминалах выполняют. Каждую работу проценили по нормочасам и рублям. Сотрудник приходит к терминалу, через мобильное приложение на месте отмечается, и мы знаем, сколько он там находился и какую работу сделал.
В Екатеринбурге муниципальный банк с помощью нашей системы контролирует через мобильное приложение сотрудников, продающих карточные и зарплатные продукты. Есть клиент "Здоровая еда " из Москвы, там стандартные дистрибьюторские операции: принял заказы и развез их. Есть конфигурация для доставщиков бутилированной воды.
- А в Набережных Челнах уже начали с кем-нибудь работать?
- Сейчас в числе клиентов намечается "Почта России". 3 месяца назад мы были на казанской венчурной ярмарке. Участников обходил президент Татарстана. У нас было буквально 20 секунд, чтобы рассказать о нашей разработке. Но он ухватил суть, тут же подвел к нам министра связи Шайхутдинова, сказал, что нужно попробовать запустить эту систему на почте. Эти три месяца мы изучали, что и как они делают, какими пользуются методами. У нас уже состоялась встреча в набережночелнинском отделении "Почты России". На наш взгляд, они увидели эффективность с точки зрения оптимизации маршрутов. Мы посчитали, что примерно 10% километража сможем сэкономить, а это все очень быстро в бензин и в рубли переводится.
Надеемся, что в ближайшую неделю мы начнем обкатывать бесплатный пилотный проект. Если здесь все понравится, то пойдем по всем у Татарстану.
- Во сколько вы оцениваете свою работу?
- Мы продаем подписку - доступ в интернете, это "облачное" решение программы. Оно стоит от 5 тысяч рублей в месяц для того, чтобы выстраивать в день маршруты до 100 точек, то есть примерно 3 тысячи точек в месяц. А если больше, то и стоимость увеличивается. Для тех компаний, которые боятся свои данные хранить в облаке, мы до конца августа сделаем решение в виде коробки, то есть на их серевере это все будет ставиться, и они уже ни к каким сторонним ресурсам не будут обращаться.
В планах у нас в ближайшее время поработать над алгоритмом загрузки автомобиля. То есть то, что у него к финишу маршрута, будет ближе к кабине загружаться, а то, что на ближайшей точке - ближе к выгрузному борту. А также будут учитываться длиномерные и крупные грузы. Но сталкиваемся с типичными российскими сложностями. Каждый водитель или логист считает себя самым умным. Они эту историю у нас саботируют. Мол, мы знаем город лучше, мы более умелые.
То есть чувствуют, видимо, какую-то конкуренцию от нашего сервиса. Но мы пытаемся до них доносить, что не создаем им конкурента, а даем инструмент, который повысит эффективность компании в целом. Времена дорогой нефти закончились и теперь надо повышать эффективность работы при помощи оптимизационных процессов.
#новостичелнылтд