Первый грузовик "КАМАЗ" был выпущен 40 лет назад
Сегодня на самом крупном предприятии города Набережные Челны отмечают 40-летний юбилей выпуска грузовиков КАМАЗ. 16 февраля 1976 года, спустя шесть лет и два месяца после официального начала строительства автогиганта, с единственной тогда нитки конвейера сошли первые грузовики. Автомобиль первой модели КАМАЗ-5320 за номером 0000001 после нескольких лет эксплуатации в одном из автохозяйств Башкирии был выкуплен его создателями, он хранится теперь в Научно-техническом центре и выезжает «на люди» по праздникам, передает пресс-служба предприятия. Разработкой семейства автомобилей КАМАЗ по приказу министра автомобильной промышленности занимался Московский автозавод имени Лихачева, а разработкой силового агрегата - Ярославский моторный завод. В составе почётного экипажа первого КАМАЗа находились передовой водитель-испытатель сибиряк Валерий Перетолчин, коренной челнинец Рафис Сабирзянов и украинец Дмитрий Загребальный, известный монтажник. Приводимый в движение 210-сильным дизельным двигателем, грузовик принимал груз до восьми тонн.
Начальные 11 лет истории «КАМАЗа» принято называть «эпохой Льва Васильева» – в честь первого генерального директора, Героя Социалистического Труда, ныне персонального пенсионера России. Первому генералу «КАМАЗа» 7 февраля исполнился 91 год. Наряду с этим незабываемым именем, камазовцы будут помнить и другое – Фикрята Табеева, тогдашнего первого секретаря обкома КПСС, в одиночку «выбившего» в высших органах государства решение о размещении основных производственных объектов «КАМАЗа» в Набережных Челнах.
В 1984 году выпуск достиг 70 тысяч грузовиков. Родились три основных модели семейства военных автомобилей «Мустанг», принятые сегодня на вооружение. Всего за прошедшие 40 лет конструкторы «КАМАЗа», возглавляемые Владимиром Баруном, Рамилем Азаматовым и Данисом Валеевым, разработали более 1500 моделей, модификаций и комплектаций.
Третий генеральный директор Николай Бех возглавил предприятие в 1987 году, а в 1988 году с конвейера сошёл миллионный грузовик. На этот же год приходится максимальный объём производства (почти 128 тысяч автомобилей). По подсчётам специалистов, с начала выпуска автомобилей КАМАЗ к 1988-му году страна получила от их эксплуатации около 8 млрд. руб. транспортной прибыли. Таким образом, уже за первые десять лет работы «КАМАЗ» полностью оправдал все капиталовложения государства, связанные с его строительством. В 1990 году ПО «КАМАЗ» было одним из первых в стране преобразовано в акционерное общество.
А в апреле 1993 года случился пожар на заводе двигателей, полностью уничтоживший это производство «КАМАЗа»…
В 1997 году к управлению предприятием пришла команда под руководством Ивана Костина. Кризисные явления в экономике нарастали… В 1998 году пришлось даже остановить производство на долгие 9 месяцев. И всё же автогигант выстоял.
В 2002 году к управлению «КАМАЗом» пришла команда Сергея Когогина. Была проведена полная реструктуризация многомиллиардной задолженности компании (проект назвали в СМИ «Долги в обмен на акции», переговоры с банкирами и государством тогда проводил заместитель гендиректора Ильдар Халиков). Обновились мощности по производству двигателей, был упорядочен рынок сбыта, созданы лизинговые схемы реализации автомобилей «от производителя.
Десять из тринадцати имеющихся на сегодня побед на международных ралли-рейдах «Дакар» добыты командой «КАМАЗ-мастер» в «эпоху Когогина».
Современные КАМАЗы качественнее, мощнее и надёжнее, стали более грузоподъёмными и долговечными. В их конструкции применяются лучшие компоненты многих всемирно признанных фирм. А магистральный тягач КАМАЗ-5490 – в 2014 году был признан лучшим коммерческим автомобилем в России.