Парижский университет
Парижский университет раннего Нового времени дал миру в лице Петра Рамуса (1515-1572) одного из наиболее влиятельных и неоднозначных критиков аристотелевской философии добэконовской эпохи (см. рис. 9 на с. 32). Его значение заключается, прежде всего, в предложенном им революционном подходе к изучению логики. Рамус отошел от позднесредневекового, т. е. аристотелевского по сути, представления о логике как о науке о законах правильного рассуждения. По его мнению, логика представляла собой лишь практическое искусство приведения и выстраивания доказательств. Вследствие этого Рамус не делал традиционного разделения между риторикой и логикой и сконцентрировал свое внимание на развитии простых методов диалектики, которые можно было бы применять в исследовательской работе и процессе передачи знаний. Стоит подчеркнуть, что Рамус не был первым, кто отказался от традиционного понимания логики - его предшественником был гуманист Рудольф Агрикола (1444—1485), чей трактат «О диалектическом нахождении» 1480 г. был известен в Париже уже в 1530 г. Однако именно Рамус разработал методологический аппарат для новой логики, и именно «рамизм» завоевал протестантскую Европу во второй половине XVI в. В тот или иной период времени «Диалектика» Рамуса использовалась в качестве учебника практически в каждом протестантском университете, где особое внимание уделяли владению искусством четко и убедительно рассуждать при подготовке будущих юристов и священнослужителей. Например, в кальвинистском университете Херборна педагогический потенциал метода Рамуса ценился настолько высоко, что в уставе содержалось предписание, обязывавшее профессоров всех факультетов использовать в лекциях диалектический метод. Однако к началу XVII в. происходит закат славы Рамуса. Его понимание логики так и не вытеснило аристотелевскую традицию ни в католических университетах, включая его родной Парижский, ни в протестантских, где в конечном счете произошел возврат к традиционному преподаванию или, в крайнем случае, сформировался эклектичный аристотелевско- рамусовский курс, как, например, в Соединенных провинциях.