Обратные листы
Отдача рессоры может быть ограничена постановкой пары листов с обратным выгибом поверх коренного листа, как показано на фиг. 325. Это усиливает коренной лист при ходе отдачи и уменьшает напряжение в нём. Ранее обратные листы применялись довольно широко, но теперь предпочитают ими не пользоваться, так как они увеличивают жёсткость рессоры. Добавление листов в существующий комплект увеличивает жёсткость рессоры независимо от того, в каком направлении работают эти дополнительные листы.
Рессоры переменной жёсткости. Подавляющее большинство всех автомобильных рессор имеет постоянную жёсткость. Одним из недостатков таких рессор является их повышенная жёсткость при небольших нагрузках, если они не пробиваются при работе на плохих дорогах под полной нагрузкой, или их лёгкая пробиваемость, если они имеют достаточную мягкость для комфортабельной езды. Высокая комфортабельность вместе с редкой пробиваемостью могут быть получены при прогрессивном увеличении жёсткости рессоры с увеличением нагрузки. Рессоры с переменной жёсткостью особенно необходимы для грузовых автомобилей, у которых нагрузка на рессору часто сильно изменяется в зависимости от нагрузки автомобиля. Однако они применяются также и на легковых автомобилях. Ниже приведены два примера большого диапазона нагрузки рессор в автобусах и грузовых автомобилях. В тридцатиместном автобусе с задним расположением двигателя нагрузка на каждую переднюю рессору может изменяться от 680 кг при наличии водителя и отсутствии пассажиров до 1900 кг при заполненном автобусе. В трёхгонном грузовике нагрузка на каждую заднюю рессору увеличивается от 640 до 3200 кг при 100% -ной перегрузке. Если наибольшая статическая деформация передней рессоры автобуса равна 15 см, то при рессоре постоянной жёсткости собственная частота колебаний переднего конца шасси увеличится от 77 циклов в минуту при полной нагрузке до 128 дриотсутствии нагрузки. В грузовом автомобиле при наибольшей статической деформации 12,5 см частота увеличится от 84 циклов в минуту при полной нагрузке до 188 без нагрузки. Обе частоты ненагружённых автомобилей являются слишком высокими, не удовлетворяют требованиям комфортабельности и не обеспечивают условий для хорошей работы механизмов автомобиля.