Новейшая разработка ОАО «КАМАЗ» - бронеавтомобиль
В последние годы все большее внимание общественности привлекает новейшая разработка ОАО «КАМАЗ» - бронеавтомобиль «КАМАЗ-63968 Тайфун». Эта полноприводная (6х6) машина предназначена для доставки личного состава или грузов к местам боевых действий. В корпусном исполнении «Тайфун» рассчитан на размещение двух человек экипажа и десяти десантников. В модульном варианте - трехместная кабина для экипажа и 16 мест для десанта. Кроме того, на него можно монтировать разное целевое оборудование и создавать на его базе необходимые модификации - штабные машины связи, мобильные артиллерийские системы, автокраны, транспортно-пусковые машины беспилотных летательных аппаратов, а также системы для ведения инженерной и РХБ разведки, охраны и сопровождения колонн и т.п.
«Тайфун» выдерживает подрыв осколочно-фугасных устройств массой 8 кг в тротиловом эквиваленте под любым местом автомобиля, что соответствует «натовским» стандартам безопасности и даже превосходит их. Все колеса имеют специальные шины с противовзрывными вставками, которые отводят взрывную волну, с автоматической подкачкой воздуха и регулируемым давлением. Комбинированная броня из керамики и стали обеспечивает круговую защиту от бронебойно-зажигательных пуль калибра 14,5х114 мм. Бронестекла толщиной до 129 мм не пробиваются выстрелами из крупнокалиберного пулемета. При этом стекла обеспечивают прозрачностью в 76% (с таким показателем можно техосмотр в ГИБДД проходить), в то время как прозрачность для перспективных американских аналогов всего 72%. На случай применения химического оружия или газовой атаки внутри установлена автоматическая фильтровентиляционная установка. На крыше имеются аварийные люки на случай переворачивания машины, а также стартово-пусковой комплекс для беспилотных самолетов и вертолетов. Независимая гидропневматическая подвеска позволяет водителю менять дорожный просвет на ходу с помощью пульта дистанционного управления в пределах 400 мм.
В «Тайфуне» установлена бортовая информационно-управляющая система (БИУС) для наблюдения и регулирования работы 450-сильного отечественного двигателя, вычисления крена машины, наклона дороги, скорости движения, местоположения и т.п. Он может ехать на автопилоте и выполнять боевые задачи самостоятельно. Бронемашина оборудована пятью видеокамерами для кругового обзора, интегрированными в систему обнаружения целей, в том числе в инфракрасном диапазоне. При появлении в радиусе 5 км какой-либо угрозы система автоматически передает информацию на мониторы в кабине и через защищенный спутниковый канал – в штаб. Также посредством видеокамер можно управлять автомобилем при поврежденных стеклах и даже с опущенными ставнями.
Для атакующих действий на бронемодуле имеются амбразуры для ведения стрельбы из стрелкового оружия. Также на него может устанавливаться дистанционно управляемый пулемёт. Десантирование солдат производится через аппарель на корме машины и боковую дверь.
Здесь перечислены только доступные для СМИ данные. И даже это уже позволяет делать вывод, что новая разработка КАМАЗа не имеет аналогов в мире. Не случайно, по данным журнала «Эксперт», проект «Тайфун» вошел в ТОП-10 списка приоритетных целей военной разведки США.
При всей «навороченности» камзовский бронеавтомобиль «Тайфун» довольно легок в управлении. В этом, например, лично убедился заместитель председателя Правительства РФ Дмитрий Рогозин, который во время прошлогоднего визита в Набережные Челны сел за руль и прокатился на этой «железной» махине, которую сравнил с «боевым слоном».
По имеющейся информации, в рамках проекта «Тайфун на КАМАЗе создается еще целый ряд моделей. В том числе на шасси «КАМАЗ-4310» с полной массой в 17,5 т. При расходе горючего 35 л на 100 км машина на одной заправке способна проехать 630 км, развивать максимальную скорость до 80 км/ч, преодолевать склоны с углом до 23 градусов и броды до 1,75 м глубиной. Проектируется еще более легкая модель, полной массой около 14 т, с установкой 325-сильного двигателя и автоматической трансмиссии. На одной заправке эта машина сможет пройти 1200 км и будет способна преодолевать брод глубиной до 1,9 м.
Несмотря на многочисленные положительные оценки «Тайфунов», на КАМАЗе сдержаны в комментариях по поводу начала из серийного производства, поскольку в этом году их ждет главный экзамен – государственные испытания, от которых и будут зависеть сроки постановки «Тайфунов» на вооружение в российскую армию.