Методы сварки и приварки
В практике исследования поверхностных температур при испытании на трение и износ можно использовать скользящие термопары. Обычно спай такой термопары помещается в неподвижном элементе и в процессе трения скользит по поверхности вращающегося элемента. При этом возможны погрешности измерения поверхностной температуры из-за износа спая термопары при трении. Метод очень прост и позволяет мерять температуры как металлических, так и неметаллических элементов.
При сравнительной оценке поверхностной температуры некоторых спеченных фрикционных элементов, работавших в дисковом тормозе в паре со стальным и чугунным контртелами, были успешно использованы скользящие термопары. Перед установкой термопар в исследуемые фрикционные накладки их шаровые спаи доводились до полусферы на шлифовальной бумаге. Методом контактной сварки термопары приваривались к спеченным элементам. Спаи термопар, установленных заподлицо с поверхностью трения, после приработки блокировались тончайшими слоями продуктов диспергирования материалов обоих элементов пары. В связи с этим принималось, что выведенные на поверхность трения термопары измеряли средние температуры активной рабочей зоны, ответственной за фрикционные и износные характеристики пары трения. В процессе трения элементы пары подвергаются воздействию теплового поля с различными по ширине тормозной колодки поверхностными температурами (570-960° С). Наибольшие значения поверхностных температур стабильны в процессе трения в течение 80% тормозного времени.
Для измерения поверхностной температуры при трении применяют также комбинированные термопары. В начальный период трения горячий спай термопары образуется из тонкой пленки металла, предварительно нанесенного электролитическим путем (например, хрома), а в процессе износа материалов пары трения - за счет наволакивания продуктов износа фрикционных материалов.