Механистическая философия
В протестантских университетах экономически развитых регионов Европы переход к механистической философии начался около 1650 г., территории этих регионов располагались по оси с севера на юг, между заливом Уош и рекой По, несколько выходя за эти границы. Так, механистическую философию стали преподавать в Кембридже, Лейдене, Херборне и Женеве в 1650-1660-х гг., но в кальвинистских областях Венгрии она получила признание только к концу XVII в. В католическом мире этот переход произошел существенно позднее: в Лувенском университете - в третьей четверти XVII в., в Париже и Падуе - не раньше 1700 г., а в испанских университетах - только в период правления Карла III, после 1750 г.
Причина упрямой приверженности к аристотелевской философии в католической Европе легко объяснима - она заключалась в большем могуществе церкви в этих регионах. Вообще, и в протестантских, и в католических странах непосредственная реакция церковной организации на введение механистической философии была неизменно враждебной. Христианских богословов всех конфессий не устраивала философия, сокращавшая роль Бога до пер- водвигателя, разрушавшая концепцию великой цепи бытия и после открытий Коперника больше не считавшая человека центром Вселенной. Но только у католической церкви была достаточная власть и организация, особенно в виде ордена иезуитов, чтобы осуществлять эффективную пропаганду прежней философии.