Коэфициент полезного действия
Коэфициент полезного действия. При механической передаче, когда движение может быть передаваемо путем непосредственной передачи, потери на трение не превышают довольно незначительного процента, причем коэфициент полезного действия даже на первых передачах колеблется между 86—95%. Когда однако приходится превращать энергию из механической в электрическую и затем обратно, потери естественно оказываются более значительными. На фиг. 395 изображена кривая общего к. и. д. для установки с комбинацией мотора с генератором. Следует при этом отметить, что коэфициент полезного действия для большей части величины токов колеблется между 65 и 75%, тогда как для очень сильных токов он падает ниже 50%.
Поэтому с точки зрения коэфициента полезного действия механическая передача имеет решительное преимущество. Но в работе автобусов, как равно и в отношении частных легковых автомобилей, расход на горючее составляет лишь незначительную часть всех эксплоатацион- ных расходов, так что если более плавное ускорение хода в автобусах с электрической передачей ценится пассажирами, то небольшое повышение расходов при такой передаче не может служить препятствием к использованию указанной передачи. Помимо того нами уже было отмечено, что, согласно опытным данным, сравнение к. и. д. обеих систем не дает действительной картины данного соотношения. Лучшее средство выяснения последнего заключается в сравнении норм потребления горючего машинами одинаковой грузоподъемности при условии их работы на дорогах однородного качества. Произведенными на основе этих принципов испытаниями было установлено, что автобусы с электрической передачей потребляют приблизительно на 20% больше горючего, чем машины с механической передачей.